В категории материалов: 99 Показано материалов: 31-60
Философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель.
Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Исходя из идей
неоплатонической диалектики и немецкой мистики, развил учение об
абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного
«максимума» и бесконечного «минимума»). |
Итальянский политический мыслитель, историк («История
Флоренции», 1520–1525, писатель (комедия «Мандрагора», 1518). Видел
главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности,
преодолеть которую способна лишь сильная власть («Государь», 1513). Ради
упрочения государства считал допустимыми любые средства. |
Выдающийся гуманист эпохи Возрождения. «Вольтер XVI
века» (Дильтей); друг Томаса Мора, был связан с флорентийской академией
платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила
по вопросу реформации, стоял вне партий. |
Французский юрист, политик и философ, занимавшийся
проблемами морали, блестящий писатель и очеркист, по своему
мировоззрению ярко выраженный скептик. |
Итальянский философ-пантеист. Обвинен в ереси и сожжен
инквизицией в Риме. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую
космологию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и
бесчисленном множестве миров. |
Английский философ, родоначальник английского
материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. Основатель опытной науки
Нового времени. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью
науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу
научного метода — очищение разума от заблуждений, обращение к опыту и
обработка его посредством индукции, основа которой — эксперимент. Автор
утопии «Новая Атлантида». |
Итальянский философ, поэт, политический деятель.
Создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. В «Философии,
доказанной ощущениями» защищал натурфилософию Б. Толезио. Более 30 лет
провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике,
астрономии, медицине, в том числе «Город Солнца». |
Английский философ. Геометрия и механика для Гоббса —
идеальные образцы научного мышления. Природа — совокупность протяженных
тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением.
Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу
Левиафану, — результат договора между людьми, положившего конец
естественному состоянию «войны всех против всех». |
Французский философ, математик, физик и физиолог Декарта
называют «отцом новой философии», так как он является основателем
современного рационализма. В основе философии Декарта — дуализм души и
тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. |
Французский математик, физик, религиозный философ и
писатель. Сблизившись с представителями янсенизма, с 1655 года вел
полумонашеский образ жизни. Полемика с иезуитами отразилась в «Письмах к
провинциалу» (1656–1657) — шедевре французской сатирической прозы. |
Английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о
человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую теорию познания.
Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и
теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего
влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии. |
Нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, —
закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим
методом. Основные сочинения «Богословско-политический трактат» (1670),
«Этика» (1677). |
Немецкий философ, математик, физик, языковед. В духе
рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию
высшей категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и
математики («Новые опыты о человеческом разуме», 1704). |
Итальянский философ, историк и юрист. Основатель
философии истории и психологии народов. Ввел в историческую науку
компаративный метод и считал, что все народы развиваются параллельно,
проходя последовательно божественную, героическую и человеческую стадии.
|
Английский философ; епископ в Клойне (Ирландия). В
«Трактате о началах человеческого знания» (1710) утверждал, что внешний
мир не существует независимо от восприятий и мышления; бытие вещей
состоит в их воспринимаемости. Учение Беркли — один из источников
эмпириокритицизма, прагматизма, неопозитивизма. |
Французский просветитель, правовед, философ. Выступал
против абсолютизма. Стремился выявить причины возникновения того или
иного государственного строя, анализировал различные формы государства и
правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения
властей. |
Знаменитейший французский писатель и философ эпохи
французского Просвещения. Считал, что познание трансцендентного (на
пример, при решении вопроса о бессмертии души и свободе человеческой
воли) невозможно, и особенно рьяно боролся с церковью из-за ее
догматизма. |
Французский мыслитель и просветитель, врач. Первым во
Франции изложил систему механического материализма и сенсуализма. В
сочинении «Человек-машина» (1747) рассматривал человеческий организм как
самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. |
Английский историк, философ, экономист. В «Трактате о
человеческой природе» (1748) развил учение о чувственном опыте
(источника знаний) как потоке «впечатлений», причины которых
непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. |
Французский писатель и философ. Представитель
сентиментализма. С позиции деизма осуждал официальную церковь и
религиозную нетерпимость. Выдвинул лозунг «Назад к природе!». Руссо
оказал огромное влияние на современную духовную историю Европы с точки
зрения государственного права, воспитания и критики культуры. |
Французский писатель и философ, основатель и один из
издателей «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и
ремесел». В философских произведениях («Письмо о слепых в назидание
зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Сон Д'Аламбера»
(1769), «Философские принципы материи и движения» (1770), будучи
сторонником просвещенной монархии, критиковал абсолютизм, христианскую
религию и церковь, отстаивал материалистические идеи. |
Французский философ, крупнейший систематизатор взглядов
французских материалистов XVIII века. В объяснении общественных явлений
отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по
отношению к личности. |
Немецкий философ, родоначальник немецкой классической
философии. В 1747–1755 годы разработал космогоническую гипотезу
происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая
естественная история и теория неба», 1755). |
Немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель. В итоговом
философском сочинении — трагедии «Фауст» (1808–1832), насыщенной
научной мыслью своего времени, воплотил поиски смысла жизни, находя его в
деянии. Гете противопоставлял материалистически-механическому
естествознанию Запада творческое учение о природе. |
Французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими
силами исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и
религии. В сочинении «Новое христианство» (1825) объявлял освобождение
рабочего класса целью своих стремлений, решение этой задачи видел в
утверждении «новой» религии («все люди — братья»). |
Французский социолог, социалист-утопист. Подверг критике
строй современной «цивилизации» и разработал проект плана будущего
общества — строя «гармонии», в котором должны развернуться все
человеческие способности. |
Представитель немецкой классической философии. В «Речах к
немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к возрождению и
объединению. Центральное понятие «учения о науке» Фихте (цикл сочинений
«Наукоучение») — деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я»,
полагающего себя и свою противоположность — мир объектов «Не-Я». |
Немецкий философ, создавший на
объективно-идеалистической основе теорию диалектики. Система Гегеля,
которая завершает философию Нового времени, состоит из трех частей
логики, рассматривающей бытие Бога до сотворения мира, натурфилософии,
имеющей содержанием отчуждение Бога из своего творения к самому себе в
человеческом духе. |
Немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Создал
спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил («потенций»),
которая затем трансформировалась в философию тождества. |
Немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном
его сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира предстает как
неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение» от
мира — через сострадание, аскетизм — достигается в состоянии, близком
буддийской нирване. |
|