В категории материалов: 99 Показано материалов: 61-90
Русский философ, мыслитель и публицист. Родоначальник
русской религиозной философии. Основные произведения — «Философические
письма» (1836), «Сочинения и письма». Высказал
мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и
национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею
предначертанной свыше исторической миссии. |
Французский философ, один из основоположников
позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию
между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а
только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции
человечества, определяющих развитие общества. |
Немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля,
затем (1839) подверг критике его философию идеализма, противопоставив
антропологический материализм. Основные сочинения: «К критике философии
Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии
будущего» (1843), «Сущность религии». |
Религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из
основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику со
металась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с
либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, свободу
слова, печати и др. Автор стихотворной трагедии «Ермак» (1832) и
«Дмитрий самозванец» (1833). |
Английский философ и экономист. Идеолог либерализма.
Основатель английского позитивизма, последователь О. Конта. В «Системе
логики» (т. 1–2, 1843) разработал индуктивную логику, которую трактовал
как общую методологию наук. В этике соединял принцип эгоизма
(утилитаризм) с альтруизмом. |
Датский теолог, философ, писатель. Противопоставлял
объективизму Гегеля субъективную («экзистенциальную») диалектику
личности, проходящей три стадии на пути к Богу эстетические, этические и
религиозные. |
Английский философ, главный представитель эволюционизма,
получившего во второй половине XIX века широкое распространение. Под
философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на
конкретных науках знание, достигшее универсальной общности, то есть
высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. |
Великий русский писатель-философ. Описывал
неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души, пограничные
ситуации, в которых личность терпит крах. В человеке заложен источник
самодвижения, жизни, различения добра и зла, а потому человек в любых
обстоятельствах всегда сам отвечает за свои поступки. |
Русский религиозный мыслитель, философ, православный
священник, объявленный в конце жизни еретиком. В сочинении «Философия
общего дела» (т. 1–2, 1906–1913), изданном учениками после его смерти,
Федоров предложил целую оригинальную неохристианскую систему —
космизм, — подчиненную идее «патрофикации» (воскрешение предков —
«отцов»), которая подразумевала воссоздание всех живших поколений, их
преображение и возвращение к Богу. |
Индийский мыслитель и религиозный реформатор. Популярную
форму веданты (Шанкары) объявил сверхфилософией, к которой сводятся все
религии мира. По Рамакришне, главное требование религиозной этики не
отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Оказал большое
влияние на идеологию индийского национального движения. |
Американский философ, логик, математик,
естествоиспытатель. Родоначальник прагматизма. Выдвинул принцип,
согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается
представлением о его возможных последствиях. Основатель семиотики —
науки о знаках. Выдвинул многие идеи и понятия современной
математической логики. |
Немецкий философ, представитель философии жизни. В
«Рождении трагедии из духа музыки» (1872) противопоставил два начала
бытия — «дионисийское» и «аполлоновское». В сочинениях, написанных в
жанре философско-художественной прозы, выступал с критикой культуры,
проповедовал имморализм («По ту сторону добра и зла», 1886). |
Русский религиозный философ, поэт, публицист. Философия
всеединства Соловьева представляет синтез идей западноевропейской и
восточной мысли. Пытался найти гармонию между космической и социальными
темами в концепции «всеединства» и учении о Софии, а в гносеологии — в
«цельном знании». |
Русский религиозный философ и литератор. Мыслил новое
религиозное мировоззрение как проявление «богочеловеческого процесса»,
как воплощение, ускорение божественного в человеке и человеческой
истории. Свою философию жизни Розанов пытался построить также на
обожествлении рода, семьи («Семья как религия», 1903), пола. |
Французский философ, представитель интуитивизма и
философии жизни. В 1927 году удостоен Нобелевской премии по литературе
как блестящий стилист. Основные сочинения — «О непосредственных данных
сознания» (1889), «Материя и память» (1896), «Творческая эволюция»
(1907), «Длительность и одновременность» (1922). |
Австрийский врач-психиатр и психолог, основатель
психоанализа. Центральной в учении Фрейда явилась теория
психосексуального развития индивида. Согласно Фрейду, основу
бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо),
обусловливающие большинство психических действий человека. |
Американский философ. Придал прагматизму типично
американские черты, соединив его с материализмом и бихевиоризмом.
Отрицал объективность истины, отождествлял ее с полезностью. Развил
концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории — лишь
инструменты приспособления к внешней среде. |
Индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и
общественный деятель. Последователь Рамакришны. Учение Вивекананды
способствовало освободительному движению в Индии. |
Русский естествоиспытатель и мыслитель. Основоположник
комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиологии,
гидрогеологии и др. В центре его естественнонаучных и философских
интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе и
эволюции биосферы в ноосферу. |
Российский философ-экзистенциалист и литератор. В своей
философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, восстал против диктата
разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм
над суверенной личностью. Традиционной философии противопоставил
«философию трагедии» (в центре которой — абсурдность человеческого
существования), а философскому умозрению — откровение, которое даруется
всемогущим Богом. |
Русский философ, один из крупнейших представителей
интуитивизма и персонализма. Автор трудов по психологии, логике,
проблемам интуиции, свободы воли и др. Основные сочинения: «Обоснование
интуитивизма» (1905), «Мир как органическое целое» (1917), «История
русской философии» (1951), «Достоевский и его христианское
миропонимание» (1953), «Характер русского народа» (1957) и др. |
Экономист, философ, теолог. От легального марксизма,
который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к
религиозной философии, затем к православному богословию. Основные
сочинения «Философия хозяйства» (1912), «О богочеловечестве. Трилогия»
(1933–1945), «Философия имени» (изд. в 1953 году). |
Индийский религиозный философ и поэт, деятель индийского
национального движения. В концепции «интегральной» веданты и йоги
стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли
взаимоотношение между миром и абсолютом (Брахманом) истолковывал на
основе понятия эволюции. |
Английский философ, логик, математик, общественный
деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма.
Философия, по Расселу, заимствует свои проблемы из естествознания,
пролагает ему путь и должна логически анализировать и объяснять принципы
и понятия естественных наук. |
Российский религиозный философ. От марксизма перешел к
философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и
персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставлял
необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание,
рабство. |
Швейцарский психолог и философ, основатель
«аналитической психологии». Развил учение о коллективном
бессознательном, в образах которого (то есть архетипах) видел источник
общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы
и символы либидо»). |
Немецко-французский мыслитель, представитель философии
культуры, протестантский теолог и миссионер, врач и музыковед. Лауреат
Нобелевской премии мира (1952). Исходный принцип мировоззрения Швейцера —
«преклонение перед жизнью» как основа нравственного обновления
человечества. |
Российский религиозный философ и психолог. В 1922 году
выслан за границу. От «легального марксизма» перешел к религиозной
философии, разрабатывал учение «о всеединстве». Выступал против
социализма как крайней степени общественного рационализма. |
Немецкий философ, историк, представитель философии
культуры. Его главное сочинение «Причинность и судьба Закат Европы»
(1918–1922) в период между двумя мировыми войнами пользовалось огромным
успехом. Шпенглер развил учение о культуре как множестве «замкнутых»
организмов, выражающих коллективную «душу» народа и проходящих
определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. |
Религиозный философ и историк-медиевист. Стремился к
созданию целостной системы христианского миросозерцания на основе
раннехристианских учений Оригена и других отцов церкви II–VIII веков,
представителей патристики. Основные произведения «Культура средних
веков» (1914), «Восток, Запад и рус идея», «Философия истории» (1923),
«О началах» (1925), «О личности» (1929). |
|