В категории материалов: 101 Показано материалов: 61-90
Эмили Дикинсон при жизни не издала
ни одной своей книги. Ее как поэта не знала не только Америка, но даже
ближайшие соседи. О ней можно сказать, что она прожила в безвестности,
но через несколько лет появление ее стихов в печати стало литературной
сенсацией — и маленький городок Амхерст, в котором она жила, вошел в
историю как родина Эмили Дикинсон.
|
Николай Лесков как писатель имеет
репутацию сложную и причудливую, как сложна и причудлива была его душа.
Одни ставят его произведения в ряд с вершинами русской прозы, другие
считают, что он окарикатуривал русского человека «типажностью». |
"Замечательно, что Америку открыли,
но было бы куда более замечательно, если бы Колумб проплыл мимо». Эту
саркастическую максиму мог бы произнести житель европейской страны,
страдающей сегодня от засилья заокеанской «технологической культуры», но
ее высказал «американец из американцев» Марк Твен, о котором Хемингуэй
писал: «Вся современная американская литература вышла из одной книги
Марка Твена, которая называется „Гекльберри Финн"». |
«Если бы Флоберу или Золя,
свидетелям молодости Мопассана, сказали, что его книга будет
когда-нибудь названа среди лучших романов того времени о любви, они бы
посмеялись над этим… кто более, чем этот крепкий унтер-офицер с его
покоряющими усами, презирал романтическую любовь?.. |
Феноменальность этого французского
поэта заключается в том, что он, поэт по призванию, свой творческий путь
закончил в девятнадцать лет — и еще потом целых восемнадцать лет жил,
исключив поэзию из своей жизни полностью. Он стал торговцем. Он хотел
разбогатеть. |
Артур Конан Дойл принадлежал к
литературному поколению Бернарда Шоу, Оскара Уайльда, Редьярда Киплинга,
Джозефа Конрада, Джона Голсуорси и несколько огорчался тем, что как бы
не попадал в круг серьезных писателей, поскольку прославившие его
рассказы о Шерлоке Холмсе считались развлекательным чтением. |
«Теперь среди
портретов „любимых писателей" вы во всякой образованной семье, в
комнатке всякого студента или курсистки встретите портрет или карточку
„Антона Чехова"… И среди бородатых, могучих в лепке матушки-натуры или
глубоко оригинальных фигур Тургенева, Толстого, Плещеева, Мея,
Некрасова, Добролюбова, Чернышевского — фигура или, точнее, фигурка
Чехова представляется такою незначительною, обыкновенною… |
В 1912 году на английском языке
вышла первая книга будущего великого индийского поэта и прозаика
Рабиндраната Тагора «Гитанджали» («Жертвенные песни»). А уже в следующем
году ему, первому среди литераторов Азии, была присуждена Нобелевская
премия. |
В конце XX века, то есть совсем
недавно, английская радиостанция BBC попросила своих слушателей назвать,
на их взгляд, лучшие стихи английских поэтов. Тысячи людей
откликнулись. BBC на основе этого опроса выпустило книгу «Любимые стихи
нации». |
Об английском писателе Джоне
Голсуорси с полным основанием можно сказать: здоровый талант. Как-то
Джозеф Конрад, для которого писание, как он говорил, «просто превращение
нервной энергии в слова», пытался обратить молодого Голсуорси в свою
творческую веру: «…в самых истоках вашего творчества недостает
скептицизма, — писал он ему. |
Первая русская эмиграция, с легкой
руки Георгия Адамовича, и не без основания, называла Максима Горького
иконоборцем, ставшим советской иконой. Теперь мы стали иконоборцами — с
бесноватостью горьковских буревестников скидываем Горького «с корабля
современности». |
Александр Куприн как писатель,
человек и собрание легенд о его бурной жизни — особая любовь русского
читателя, сродни первому юношескому чувству на всю жизнь. Иван Бунин, ревниво относившийся к
своему поколению и редко раздающий похвалы, без сомнения, понимал
неравноценность всего написанного Куприным, тем не менее называл его
писателем милостью Божией. |
Ивана Бунина можно назвать последним
представителем той эпохи в отечественной культуре, которую мы называем
классической, пушкинской. Он пришел в русскую литературу на рубеже
веков, когда в жизнь врывались новые ритмы, образы, кумиры, когда
рвалась связь времен. |
Американского писателя Теодора
Драйзера много издавали в советское время. Критики писали даже, что
Драйзер под влиянием Октябрьской революции в России в своем творчестве
«подошел к искусству социалистического реализма в таких произведениях,
как „Эрнита", „Трагическая Америка" и „Америку стоит спасать"». |
На закате жизни Честертон высказал,
по его мнению, всем известную истину: «Чем выше существо, тем длиннее
его детство». Если это действительно так, то Гилберт Кийт Честертон был
«существом» очень высокого порядка, о чем свидетельствуют и его облик, и
образ жизни, и творчество, сохранившие озорство и гениальность
избегнувшего дурного воспитания ребенка. |
Мировую литературу XX века
невозможно представить без имени великого немецкого писателя Томаса
Манна. Его лучшие романы и новеллы принадлежат к высочайшим
художественным достижениям. |
Рильке в России издается мало, хотя,
мне кажется, его надо не только широко издавать, но и как-то особенно
чутко и основательно преподавать в наших учебных заведениях, особенно
гуманитарных. Ведь Рильке — великий европейский поэт — своей духовной
родиной считал Россию. |
Можно сказать, что Джек Лондон стал
писателем, преодолевая семейный рок. Скандальная известность постучалась
в его судьбу еще до рождения. В июне 1875 года жители Сан-Франциско
прочли в газете «Кроникл» леденящую кровь историю: женщина выстрелила
себе в висок в ответ на требование мужа умертвить еще не родившегося
ребенка. |
К концу 90-х годов XIX века на
первые роли в русской поэзии начал выходить символизм. Русский символизм
вобрал в себя самые разнообразные влияния, начиная от французских
декадентов — Бодлера, Вердена, Метерлинка, Малармэ, английского
эстетизма Оскара Уальда, индивидуалистической проповеди Ибсена и Ницше и
кончая мистической философией Владимира Соловьева, романами
Достоевского, поэзией Тютчева и Фета, идеями германского романтизма. |
Ирландский писатель Джеймс Джойс
мало известен в России. Его уже более полувека нет в живых, а его самый
знаменитый роман «Улисс» (1922) только недавно вышел в России книгой. До
этого в журналах публиковались лишь отдельные главы. |
«Все знают анекдот про то, как
сумасшедший удит рыбу в ванне. Врач из каких-то медицинских соображений
спрашивает: „Клюет?", на что тот отвечает: „Ты что, дурак? В ванне?"
Этот анекдот относится к разряду „абстрактных". Но в нем отчетливо видна
связь абсурда с избытком логики. |
В 1906 году Гумилёв написал
стихотворение «Завещание», на которое не обращают внимания, тем более не
обращают внимания на пророческий смысл его, считая, что это еще ранний
Гумилёв, что это завещание — своего рода бравада,
экзальтированно-романтический этюд и т. п. |
Началом долгого творческого пути
Анны Андреевны Ахматовой стал уникальный период отечественной культуры,
получивший название «серебряный век». Философ Николай Бердяев написал об
этой эпохе: «…тогда было опьянение творческим подъемом, новизна,
напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много
даров. |
В 1914 году в столице Чили в
Сантьяго проходил литературный конкурс. Лауреатом первой премии стала
никому не известная учительница Люсила Годой. Три ее сонета под общим
заглавием «Сонеты смерти» были прочитаны артистом на заключительном
вечере со сцены в одном из роскошных залов Сантьяго. |
Мастерство поэта проявляется
особенно ярко, когда он начинает заниматься переводами. Пастернак
переводил много — Шекспира, Гёте, Китса, Шелли, Верлена, Рильке,
Бараташвили и других грузинских классиков… В его переводах сразу
бросается в глаза «зернистость», «грубость», «смачность», «крепость»
языка. |
«Как-то ночью в 1919 году, глухой
осенью едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в
бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в
который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его
напечатали», — вспоминал Михаил Булгаков в «Автобиографии». |
«Я не жду, что получу признание в
будущие времена. Суждение публики постоянно бьет мимо цели… Тем более я —
простой литератор… Иногда я представляю себе, как через пятнадцать,
двадцать, а тем более через сто лет даже о моем существовании уже никто
не будет знать. |
Недавно мне на глаза попалась
небольшая газетная заметка современного писателя под заголовком «Я люблю
смотреть, как умирают дети». В заголовок он вынес эпатажную строку
Маяковского из начала XX века, а сама заметка о наших днях, о конце
этого века в России. «Даже самая эпатажная строка русской поэзии кажется
сегодня слабой. |
Еще недавно в каждой книге о
Маяковском писали примерно такие слова: «Его поэзия — художественная
летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения
социализма. Маяковский — истинный певец Октября, он как бы живое
олицетворение нового типа поэта — активного борца за светлое будущее
народа». |
«Пришли два эстета: Георгий Иванов и
Георгий Адамович. Лева слушал их, слушал и вдруг спросил: „Где вы
живете, дураки?" — „Няня, возьмите ребенка на руки"». Такой вот эпизод
из раннего детства своего сына Льва Гумилёва рассказала Анна Ахматова. |
|