В разделе материалов: 5710 Показано материалов: 1441-1470
У Соломона был раб — ефремлянин
Иеровоам, сын Навата, который служил у него смотрителем над работниками.
Однажды Иеровоам вышел за какой-то надобностью из Иерусалима и
повстречал пророка Ахию, одетого в новую одежду. |
После смерти Ваасы израильский
престол перешёл к его сыну Иле (886–885 гг. до Р. Х.). На второй год
начальник колесниц Замврий составил против царя заговор. Он узнал, что
Ила лежит пьяный в доме своего управляющего Арсы, пришёл туда и умертвил
его. После этого Замврий сам взошёл на престол и провозгласил себя
царём. |
У одного израильского крестьянина по
имени Навуфей был в Изрееле виноградник рядом с дворцом царя Ахава.
Ахав сказал Навуфею: «Отдай мне свой виноградник, я сделаю из него
овощной сад, так как он близок к моему дому. Вместо него я дам тебе
виноградник лучше этого, или, если тебе угодно, дам серебра, сколько он
стоит». |
Когда Илия возвращался от горы
Синай, он встретил Елисея, сына Сафатова, который как раз пахал своё
поле. Проходя мимо, Илия набросил на него свой плащ. Елисей оставил
волов, побежал за ним и сказал: «Позволь мне поцеловать своего отца и
свою мать, а потом я пойду за тобой». |
В 841 г. до Р. Х. Иорам, царь
израильский, и Охозия, царь иудейский, выступили к Рамофу Галаадскому и
воевали против сирийского царя Хазаэла. Иорам был ранен в бою и поехал
лечиться в Изрееле. Охозия также находился в том городе вместе с ним. |
Матерью иудейского царя Охозии,
который погиб вместе с Иорамом, была Гофолия — дочь израильского царя
Ахава. Узнав, что её сын умер, она велела перебить всех его сыновей —
своих внуков. Спастись удалось только маленькому Иоасу — его уберегла от
смерти его тётка Иосавеф, сестра Охозии. |
После смерти Иоаса в Израиле
воцарился его сын Иеровоам II (793–753 гг. до Р. Х.). Подобно своему
тёзке Иеровоаму I, он часто делал неугодное в глазах Господа: почитал
идолов и предавался различным иностранным привычкам. Следствием этого
стали неисчислимые бедствия, которые он причинил своему государству. |
Тогда же, во времена Иеровоама II,
был в Израиле другой пророк по имени Иона, сын Амафии. Однажды Господь
воззвал к Ионе и велел ему идти проповедовать в ассирийский город
Ниневию. Господь сказал: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и
проповедуй в нём, ибо злодеяние его дошло до Меня». |
Спустя десять или двадцать лет после
Амоса в Израиле объявился ещё один великий пророк — Осия. Он был
призван на служение следующим образом. Господь сказал Осии: «Иди, возьми
себе жену блудницу; ибо сильно блудодействует земля эта, отступив от
Господа». |
В год смерти иудейского царя Озии
(790–739 г. до Р. Х.) начал свои проповеди Исаия, сын Амоса, которому
суждено было стать одним из величайших иудейских пророков. Однажды,
когда молодой Исаия молился в храме, молния разорвала тьму и он увидел
Господа, сидящего на Своём престоле. |
После смерти Ахаза на престол
вступил его сын Езекия (715–686 гг. до Р. Х.). В противоположность отцу,
нечестивому и склонному ко всему ассирийскому, он, напротив, оказался
человеком добропорядочным, справедливым и богобоязненным. Такого
государя не было в Иудее со времён Давида. |
После гибели Саргона II ассирийский
трон занял его сын Синахериб. Своей свирепостью и
неукротимым честолюбием этот царь превосходил всех своих
предшественников. Синахериб не пожелал жить в отцовской резиденции
Дур-Шаррукине, а сделал своей столицей древнюю Ниневию, которая
обратилась при нём в один из крупнейших и красивейших городов Востока. |
Езекии наследовал сын Манассия
(696–641 гг. до Р. Х.), при котором вновь пышным цветом расцвели
языческие культы. Царь вообще делал много неугодного в глазах Господа:
отстроил разрушенные при его отце жертвенники иноземных богов, велел
поставить в храме Господнем идол Астарты, приносил жертвы Ваалу, гадал и
ворожил, завёл вызывателей мёртвых и волшебников. |
Манассию в 641 г. до Р. Х. сменил на
престоле сын Амон. Он царствовал всего два года и погиб в результате
заговора. Мы не знаем, какую цель преследовали его убийцы, поскольку
восставший народ перебил всех заговорщиков и передал власть сыну Амона
Иосии (639–608 гг. до Р. Х.), которому в то время было всего восемь лет. |
В те же годы религиозного подъёма и
национального возрождения был призван на пророческое служение молодой
левит Иеремия. Он происходил из священнического города Анафофа, который
находился в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима. Бог
призвал Иеремию в 627 г. до Р. Х., когда он был ещё совсем молодым
человеком. |
Среди иудеев, угнанных в 597 г. до
Р. Х. в вавилонский плен, был молодой священник по имени Иезекииль. Он
приобрёл себе дом неподалёку от Вавилона, на берегу реки Ховар, и прожил
здесь до самой смерти. На пятый год после переселения Господь в чудном
видении призвал Иезекииля на пророческое служение. |
В том году, когда Навуходоносор
пленил иудейского царя Иоакима, из Иудеи в Вавилон угнали многих знатных
жителей столицы. Навуходоносор велел отобрать среди них некоторое
количество молодых людей и отдал их на воспитание некоему Амелсару,
чтобы он обучил их халдейскому языку и подготовил для услужения в
царских чертогах. |
В Вавилоне жил богатый муж, по имени
Иоаким. Женой его была Сусанна, дочь Хелкия, женщина очень красивая и
богобоязненная. Иоаким владел большим садом близ дома, где часто
собиралось множество иудеев. |
В 538 г. до Р. Х. Господь побудил
Кира объявить по всему своему царству указ, касающийся евреев. Он
гласил: «Так говорит Кир, царь персидский. Все царства земли дал мне
Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме. |
Внуком Дария I был Артаксеркс I
(465–424 гг. до Р. Х.). С именем этого царя связан целый ряд важных
иудейских преданий, нашедших отражение как в Библии, так и в «Иудейских
древностях» историка Иосифа Флавия. Самое известное из этих преданий —
история Есфири. |
В Сузах, при дворе персидского царя
Артаксеркса I жил благочестивый иудей Неемия, сын Ахалиина, занимавший
высокую должность царского виночерпия. В 445 г. до Р. Х. в персидскую
столицу приехало несколько человек из Иудеи. Неемия отправился к ним
расспросить о тех своих соотечественниках, которые переселились в
Иерусалим. |
Длинная чреда бед и неудач привела к
тому, что религиозное рвение еврейского народа угасло. И миряне, и
священники охладели к религии. Многие из них больше не верили в
избранничество Израиля. К храму и жертвам они относились более чем
равнодушно. Обычным делом стали браки с иноверцами. |
Одним из правнуков Исава, сына
Исаака, был Иов — человек непорочный, справедливый и богобоязненный,
сторонившийся зла. По воле Господа он имел семь сыновей и три дочери, и
было у Иова без числа всяких богатств: мелкого и крупного скота и
верблюдов, и волов, и ослов, и рабов. |
Это один из самых неуловимых и в то
же время самых прекрасных и глубоких образов Библии. Героиня «Песни
Песней», невеста мудрого царя Соломона, Суламифь лишь однажды
упоминается в Священном Писании. Учёные позитивистского
склада, фольклористы считали её просто олицетворением невесты в
древнееврейском свадебном обряде, а имя её называли
всего лишь производным женского рода от мужского имени Соломон.
|
Жил в городе Фисва в Израиле человек
по имени Товит, сын Товиила из колена Неффалимова. Всю жизнь он горячо
чтил Господа Бога. Даже в те дни, когда его колено уклонилось от
отеческих законов, Товит никогда не приносил жертв Ваалу и Астарте, а
всегда ходил на праздники в Иерусалим. |
В двенадцатый год царствования
ассирийского царя Навуходоносора разгорелась война между ним и мидийским
царём Арфаксадом. Тогда Навуходоносор послал ко всем народам, живущим в
Персии, Сирии, Ливане, Израиле и Иудее, своё повеление, чтобы они
собирались к нему и шли против мидян. |
Эпоха политического могущества
Египта кончилась со смертью Птолемея III. Его сын, Птолемей IV Филопатр
(221–205 гг. до Р. Х.), совсем не походил на своих деятельных предков.
Этот преступный государь начал царствование с того, что велел убить свою
мать Беренику, а заодно с ней и младшего брата Мага. |
В 203 г. до Р. Х. началась
ожесточённая война между птолемеевским Египтом и Сирийским царством
Селевкидов. В 198 г. до Р. Х. сирийский царь Антиох III (223–187 гг. до
Р. Х.) разгромил египетскую армию в битве при истоках Иордана и после
этого овладел всей страной. |
Среди многих, кто принял в эти
тяжкие годы мученическую смерть, был престарелый священник Елеазар.
Слуги Антиоха заставляли его есть свиное мясо, но он твёрдо помнил завет
Господа и отталкивал от себя запретную пищу. |
В те годы, когда начались гонения на
иудейскую религию, в Модине жил священник Маттафия — выходец из
жреческой семьи Хасмонеев. В 167 г. до Р. Х. в этот город явились
чиновники Антиоха Епифана. Они стали принуждать местных жителей к
отступничеству и приказали им принести установленные царём жертвы. |
|