В разделе материалов: 5710 Показано материалов: 1471-1500
Спустя год после выступления
Маттафия умер (это случилось в 166 г. до Р. Х.). Предводителем
восставших сделался его средний сын Иуда Маккавей («маккавей» значит
«молот»). Он продолжил дело отца и бился с врагами подобно льву.
Внезапно нападая на города и селения, он сжигал их и победил немало
врагов. |
По смерти Иуды повсюду возобновились
беззакония и поднялись все деятели неправды. Иудея была разорена дотла.
Свирепствовал голод. Люди тяжко страдали от угнетения, но должны были
подчиняться сирийским ставленникам. Отступники разыскивали друзей
Маккавея и приводили их к Вакхиду, который жестоко мстил им за прежние
успехи. |
Окончательно Иудея обрела свободу
после смерти Антиоха VII. Сирийские цари, погрязшие в бесконечных
внутренних смутах, настолько ослабли, что не могли уже всерьёз угрожать
Хасмонеям. Фактически Гиркан правил страной, как суверенный государь. |
Со времён Антиоха IV в Иудее правила
династия Хасмонеев, представители которой были одновременно царями и
первосвященниками. В 63 г. до Р. Х. власть наследовал праправнук
Маттафии Гиркан II. Он был человек медлительный, апатичный и мало
способный к государственным делам. |
Во времена царя Ирода в Иерусалиме
жил праведный муж по имени Иаков. Его жену звали Анна. Счастливые во
всём, они имели только один повод для печали: Бог не дал им детей.
Однажды, гуляя по саду, Анна увидела воробья, хлопотавшего над своим
гнездом. |
Рассказав о Рождестве Сына Марии и о
наречении Ему имени, евангелист Лука сообщает далее о том, как, во
исполнения закона Моисеева, Иисуса принесли в Иерусалим, чтобы
представить пред Господа. Ибо по предписанию закона надлежало, чтобы
всякий младенец мужского пола, появившийся на свет, был посвящён
Господу. |
Начало нашей эры стало для евреев
временем напряжённых духовных исканий. В особенности характерно это для
секты ессеев, которые восприняли тяжёлые бедствия эпохи римского
владычества как зримый «конец времён», близкую и неминуемую катастрофу. |
О юности Иоанна Крестителя не
сохранилось почти никаких сведений. Очень вероятно, что семья Иоанна
имела связи с ессеями, ибо многое в нём указывает на близкое знакомство с
учением и обычаями этой секты. Как и они, Иоанн хранил безбрачие, ждал
скорого Суда Божия, был противником фарисеев и саддукеев. |
После смерти Ирода административное
устройство его царства и система управления им претерпели заметные
изменения. Всего за свою жизнь Ирод имел десять жён, от которых у него
было несколько сыновей. По кончине царя император Август разделил страну
между тремя из них. |
Иисус среди прочих пришёл на Иордан к
Иоанну креститься от него. Увидев Христа, Иоанн смутился и спросил:
«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус
сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить
всякую правду». |
Иуда, как можно предположить, был
среди апостолов едва ли не
единственным уроженцем Иудеи. Он ведал общими расходами общины учеников
Христа и постоянно носил с собой «денежный ящик» для подаяний. Образ
этого апостола очень скупо очерчен в Евангелии и едва выступает из ткани
повествования. |
Праведный Никодим — фарисей, член
синедриона, тайный ученик Иисуса Христа — не был известен трём первым
евангелистам, но зато он трижды упомянут в «Евангелии от Иоанна». В 3
главе описывается его ночной визит к Иисусу, во время которого Христос
рассказывает о необходимости рождения свыше. |
Иосиф из Аримафеи упоминается во
всех четырёх Евангелиях. По словам Луки, он был «добрым и справедливым
членом совета, который не участвовал в вынесении смертного приговора
Иисусу». |
Мария Магдалина она являлась
уроженкой города Мигдал-Эля) была одной из самых пылких и самых верных
последовательниц Христа. Те немногие сведения, которые сообщают о ней
Евангелия, мы уже привели выше в рассказе об Иисусе. Ни в Деяниях святых
апостолов, ни в апостольских посланиях Мария Магдалина больше не
упоминается. |
У младшего из казнённых сыновей
Ирода I, Аристобула, был маленький сын по имени Ирод Агриппа. Жизнь его
(подробно рассказанная Иосифом Флавием) сложилась более счастливо,
нежели судьба его несчастного отца, хотя и он испытал немало жестоких
ударов судьбы. |
Подлинное имя Петра было Симон
бар-Ионе. Происходил он из селения Вифсаиды. Андрей,
брат Симона, первым пришёл к Иисусу и стал Его учеником. Позже он привёл
к нему Симона. Однако Иисус сразу выделил Симона из остальных Своих
последователей. Едва взглянув на него, Он сказал: «Ты — Симон, сын
Ионин; ты наречёшься Кифа». В переводе на греческий
это имя звучит как «Пётр». |
После того как Святой Дух сошёл на
апостолов, новое учение стало постепенно распространяться среди иудеев.
Верующие жили вместе и имели общее имущество. И не было между ними
никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами,
вступая в общину, продавали их, приносили цену проданного и отдавали
апостолам. |
Однажды, когда Иисус жил в
Капернауме, Он вышел к Геннисаретскому озеру и учил здесь народ.
Возвращаясь, Он увидел мытаря Матфея, сидящего за сбором пошлины, и
сказал ему: «Следуй за Мной». |
Среди первых
христиан большой известностью пользовался диакон Стефан, который,
исполнившись веры, совершал великие чудеса и знамения. Он часто вступал в
споры с книжниками и священниками, обличая их перед народом и утверждая
в сердцах людей новую веру. |
Диакон Филипп, один из ближайших
сподвижников апостолов, отправился в Самарию и начал здесь
проповедовать. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, и с
удивлением взирал на совершаемые им чудеса. |
Марк происходил из небогатой семьи,
близкой к апостолу Петру. Кроме того, он приходился родственником
Варнаве, другу апостола Павла. Одно время Марк сопровождал последнего в
его миссионерских путешествиях, но позднее они расстались, и юноша стал
спутником Петра, который называл его «своим сыном». |
Настоящее имя Павла, данное ему при
появлении на свет, было Савл. Он родился в Тарсе, в Малой Азии, около 11
г. и имел чисто иудейское происхождение, хотя отец его считался римским
гражданином. Семья его, подобно всем старым иудейским семьям,
принадлежала к партии фарисеев. |
Святой Анания был проповедником в
городе Дамаске. Известен же он более всего тем, что совершил крещение
над Савлом — будущим апостолом Павлом. О подробностях этого важного в
истории раннего христианства события книга Деяний святых апостолов не
сообщает. Позднейшие предания живописуют его следующим образом. |
Евангелист Лука был врач, родом из
Антиохии, и ученик апостола Павла, сопровождавший его в последнем
путешествии. Лука находился при апостоле вплоть до его мученической
кончины. Сам он умер глубоким стариком в Греции. |
Варнава, один из часто упоминаемых
действующих лиц книги Деяний святых апостолов, родился на острове Кипре в
семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в
Иерусалиме у знаменитого законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив,
часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских
увлечений. |
Святой Тимофей, один из
корреспондентов апостола Павла, происходил из Ликаонской области в Малой
Азии. Отец его был эллином, а мать — иудейкой. Воспитание и образование
Тимофей получил в городе Листрах. Когда Павел и Варнава прибыли в
Листры, мать Тимофея, Евника, была одной из первых, принявших от
апостолов святое крещение. |
Святой Дионисий, насколько можно
судить из дошедших о нём преданий, родился в Афинах. Там же он
воспитывался и получил классическое эллинское образование. Для
пополнения знаний он ездил в Египет, где в городе Гелиополе изучал
астрономию. Там же он стал свидетелем солнечного затмения, происшедшего в
момент распятия на Кресте Иисуса Христа. |
О жизни и смерти апостола Фомы в
христианском предании сохранился следующий любопытный рассказ. Когда
апостолы решили оставить Палестину и начали проповедовать христианство
язычникам, Фоме выпало идти в Индию. Некоторое время он оставался в
недоумении, так как не знал дороги в эту далёкую страну. |
До того как стать учеником Иисуса,
Андрей состоял среди последователей Иоанна Крестителя. По свидетельству
Евангелия от Иоанна, он был первым призван на апостольское служение.
Поэтому в греческом предании он носит имя «Первозванного». |
Апостол Филипп происходил из того же
селения Вифсаида, откуда были Пётр, Андрей и Иоанн. Но в отличие от
них, он с юных лет был отдан в книжное обучение. Когда Иисус стал
проповедовать на берегах Геннисаретского озера, Филипп тотчас всем
сердцем уверовал, что он и есть Тот Самый Мессия, о котором возвещали
древние пророки. |
|