В разделе материалов: 5710 Показано материалов: 3331-3360
Несколько лет французские химики Пельтье (1788-1842) и
Каванту (1795— 1877) работали вместе. Это плодотворное сотрудничество
привело к
открытию стрихнина и бруцина. Самую большую славу принесло им открытие
хинина —
верного средства против малярии. В 1817 году ученые опубликовали
«Заметку о
зеленой материи листьев». |
Среди инфекционных болезней, которым
человечество веками
платило дань своими жизнями, оспа занимала одно из первых мест. В Европе
в
XVIII веке ежегодно погибало от нее около 440 тысяч человек. Еще больше
оставалось на всю жизнь изуродованными, а иногда и слепыми. Особенно
велика
была смертность от оспы среди маленьких детей и бедняков. |
Во второй половине девятнадцатого
века в Германии от
туберкулеза умирал каждый седьмой человек. Врачи были бессильны.
Туберкулез
вообще считался наследственной болезнью, поэтому и попыток борьбы с ним
не
предпринималось. Больным прописывали свежий воздух и хорошее питание.
Вот и все
лечение. |
Воистину классическими признаны
работы русского ученого
Ивана Петровича Павлова по физиологии пищеварения. Это относится как к
ценности
фактических и теоретических результатов, так и оригинальности и
мастерству
выполнения. Благодаря гению Павлова удалось
вывести физиологию органов пищеварительного
тракта из тупика и поднять ее на небывалую высоту. |
Множество
открытий прошедшего века обязаны русскому ученому
Михаилу Цвету и его методу хроматографического анализа. Большое число
выдающихся исследователей обязано ему своими успехами, а многие и
Нобелевскими
премиями! «...Без
работ Майкла Цвета нам, всем «пигментщикам», делать
было бы нечего...» — вот мнение одного известного английского ученого. |
Работа головного мозга долгие годы
оставалась для человечества
нераскрытой тайной. Не только священнослужители, но и ученые,
исповедовавшие
идеализм, связывали все психические процессы в организме с загадочной
душой.
Душа была «запретным местом» для научных исследований. |
Невозможно
переоценить вклад Фрейда в науку о природе
человека. Ему удалось впервые объяснить человеческое поведение в
психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что
поведение это
при определенных обстоятельствах можно изменить. |
В 1900 году независимо друг от друга
трое ботаников — К.
Корренс (Германия), Г. де Фриз (Голландия) и Э. Чермак (Австрия)
обнаружили в
своих опытах открытые ранее Менделем закономерности. Затем,
натолкнувшись на
его работу, они вновь опубликовали ее в 1901 году. |
Карл Густав Юнг (1875—1961) родился в
Кессвиле, маленькой
швейцарской деревушке, в семье пастора реформистской церкви. До девяти
лет Юнг
был единственным ребенком, одиноким и нелюдимым. Впоследствии, уже
будучи
взрослым, он придавал большое значение сновидениям и событиям своего
детства.
|
Открытие пеницилина принадлежит
Александру Флемингу. Когда
он умер, то его похоронили в соборе Св. Павла в Лондоне — рядом с самыми
почитаемыми британцами. В Греции, где бывал ученый, в день его смерти
объявили
национальный траур. А в испанской Барселоне все цветочницы города
высыпали
охапки цветов из своих корзин к мемориальной доске с его именем. |
Учение о центрах происхождения культурных
растений
разработано советскими учеными, при первостепенной роли Николая
Ивановича
Вавилова (1887-1946). Исследуя изменчивость и эволюцию культурных
растений,
великий Чарлз Дарвин опирался, прежде всего, на труд Альфонса Декандоля
(1806—1893)
«Рациональная ботаническая география». |
Генетика как наука возникла в 1866
году, когда Грегор
Мендель сформулировал положение, что «элементы», названные позднее
генами,
определяют наследование физических свойств. Спустя три года швейцарский
биохимик Фридрих Мишер открыл нуклеиновую кислоту и показал, что она
содержится
в ядре клетки. |
История клонирования началась в
далекие сороковые годы в
СССР. Тогда советский эмбриолог Георгий Викторович Лопашов разработал
метод
пересадки (трансплантации) ядер в яйцеклетку лягушки. Результаты
исследований
он отправил в июне 1948 года в «Журнал общей биологии». |
Сенсационное
научное достижение — расшифровку генома
человека — по значимости сравнивают с расщеплением атома или раскрытием
строения молекулы ДНК. Одно ясно: это открытие подняло науку на
принципиально
новый уровень познания. Может
быть, впервые в современной науке сложилась необычная
ситуация. |
«Спорадические
экономические
воззрения, достаточно отрывочные и наивные, известны с античного
времени. Сам термин «экономика» происходит от греческого «ведение
домашнего
хозяйства», — пишет в своей книге В.Н. Костюк. |
Многие века каждое государство
стремилось к максимальному
росту своего населения, принимая для этого различные меры. Так,
греческое
государство просто приказывало гражданам вступать в брак и строго
преследовало
за нарушение своего приказания. |
Основные понятия грамматики
окончательно сформировались в
Александрии. «Синтаксис» Аполлония Дискола (II век) и грамматика
Дионисия Фракийского
считались образцовыми. Греческие грамматики позднеантичного и
византийского
времени в основном сочинялись на их основе. |
Социалистические доктрины —
неотъемлемый элемент мечтаний
человечества о счастливой и справедливой жизни. Одна из самых первых
рационально обоснованных социалистических идей была высказана уже в
философии
Платона. С тех пор их возникало и исчезало огромное множество. Наиболее
известны имена великих «утопических социалистов»: Сен-Симона, Фурье и
Оуэна. |
С семидесятых годов XIX века
развитие языкознания вступает в
новый этап. Период глобальных философских систем и стремлений к широким
обобщениям окончательно уходит в прошлое. Преобладающей доктриной в
науке
становится позитивизм. |
В 1936 году появилась книга Джона
Кейнса «Общая теория
занятости, процента и денег», ставшая сразу знаменитой. Эта слава
связана,
прежде всего, с новым взглядом на роль государства в экономике,
сформулированным в работе. До этого теоретические воззрения на развитие
экономики полностью базировались на открытиях великого Адама Смита. |
В
методе «затраты-выпуск» наиболее полно раскрылся
исследовательский талант гениального экономиста Василия Васильевича
Леонтьева. Основу
подхода Леонтьева к планированию заложили еще
французские «физиократы» в XVIII веке во главе с Франсуа Кесне. |
Сегодняшняя хронология древней и
средневековой истории
создана и в значительной мере завершена в серии фундаментальных трудов
XVI—
XVII веков, начинающейся трудами Иосифа Скалигера и Дионисия Петавиуса
(Петавия). |
Психологию
можно сравнить с ночным небом, на котором, кроме звезд, видных
невооруженным
глазом, есть еще множество светил, которые человек может увидеть только с
помощью сильной оптики. Но, тем не менее, они существуют и тоже являются
частью
Вселенной. |
Борис
Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После
окончания
средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в
институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г.
организовал кабинет педологии. |
Николай
Александрович Бернштейн родился в Москве 5 октября 1896 г. Его отец был
известным российским психиатром, дед Натан Осипович — врачом, физиологом
и
общественным деятелем. В юношеском возрасте проявились незаурядные
способности
будущего ученого: музыкальные, лингвистические, литературные,
математические,
инженерно-конструкторские и др. |
Владимир
Михайлович Бехтерев, известный русский невролог, невропатолог, психолог,
психиатр, морфолог и физиолог нервной системы, родился 20 января 1857 г.
в селе
Сорали Елабужского уезда Вятской губернии в семье мелкого
государственного
служащего. |
Известный
российский философ, психолог и педагог Павел Петрович Блонский родился
14 (26)
мая 1884 г. в Киеве, в семье мелкого чиновника. В 1902 г. он поступил на
историко-филологический факультет Киевского университета, который
окончил в
1907 г., получив золотую медаль за работу «Проблема реальности у
Беркли». |
Лидия
Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она
приехала
поступать во 2-й Московский государственный университет, где на
вступительных
экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной. Во
2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил
направление
ее научной деятельности. |
Владимир
Александрович Вагнер родился 17 марта 1849 г. После обучения в средней
школе он
поступил в Петербургский университет для изучения биологии и психологии.
Позже
он окончил аспирантуру, защитил докторскую диссертацию и в 1906 г. стал
профессором Петербургского университета. |
Николай
Евгеньевич Введенский родился 16 апреля 1852 г. в селе Кочково
Вологодской
губернии. Его отец — сельский священник — учил его грамоте и преподал
ему
начальные сведения по общеобразовательным наукам. В 1862 г. Николай
Введенский
поступил в Вологодское духовное училище, где проучился 6 лет. |
|