Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героя на протяжении всего действия. И вс
...
Читать дальше »
|
По улицам Петербурга идет молодой человек. Высокий, стройный, он «замечательно хорош собой», но лицо молодого человека изможденное, измученное, одежда смята и изношенна. Затравленный, отрешенный взгляд... Это Родион Романович Раскольников идет «делать явку» с повинной. Он преступник, убийца. На его совести жизни двух беззащитных женщин. Как, почему это случилось? Много вопросов рождает роман Ф. М. Достоевского «Престу
...
Читать дальше »
|
Одной из особенностей романа Достоевского является то, что каждый персонаж в нем имеет свой голос, свою правду, свою философию. Достоевский дает высказаться всем, никого не отбрасывая. В центре романа — идея Раскольникова о сильной личности, имеющей право ради высокой миссии переступать через моральные устои общества. Эта идея, как в зеркале, отражается в других персонажах, как бы опробуется на них. Такими двойниками (то
...
Читать дальше »
|
Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» — это воплощение вечного смирения и страдания женской души, с ее состраданием к близким, любовью к людям и безграничным самопожертвованием. Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок. Мы понимаем, что ее решение — неизбежный, неумолимый резуль
...
Читать дальше »
|
Вторая часть повести «Алые паруса» начинается такими словами «Если Цезарь находил, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме, то Артур Грэй мог не завидовать Цезарю в отношении его мудрого желания. Он родился капитаном, хотел быть им и стал им. С восьмилетнего возраста Артур Грэй «все делал своими руками». Когда стало известно, что перед ним стоит цель — прожить жизнь и умереть так, чтобы портрет его мог быть пов
...
Читать дальше »
|
Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Д.С.Гранин
Я согласен с писателем Д. Граниным. В мудрости, искренности и наблюдательности А. Грину не откажешь. В памяти живут прочитанные рассказы, обогатившие душу и мысли: «Зеленая лампа», «Победитель», «Комендант порта», но «Алые паруса» — удивительное произведение, которое обязательно следует читать в отрочестве, когда не все еще устоялось в мысл
...
Читать дальше »
|
В гостиной знатного московского барина Павла Афанасьевича Фамусова встречаются два молодых человека. Они не знают друг друга, да и что общего может быть у только что возвратившегося из-за границы блестящего юноши-дворянина, воспитанного в этом доме, и скромного, угодливого секретаря хозяина? Оказывается, общее есть — это любовь к хозяйской дочери, Софье. Читатель и зритель знают больше, чем герои. Мы видим горячность, нет
...
Читать дальше »
|
В великих произведениях мировой литературы созданы образы которые, оставаясь героями своего времени, являются «вечными спутниками» человечества. Они не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, потому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох. Таков Чацкий. Оставаясь передовым человеком своего времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших с
...
Читать дальше »
|
В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим. А.С.Грибоедов
Есть в русской литературе великие проведения, уже в названиях которых заключен их основной идейный смысл. Это «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Доходное место», «Гроза» А. Н. Островского, «Накануне» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир», «Воскресени
...
Читать дальше »
|
Софья. Уступчив, скромен, тих ... И на душе проступков никаких. Чацкий. Он дойдет до степеней известных — Ведь нынче любят бессловесных. А.С.Грибоедов
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов, верный своему таланту изображать жизнь в реальных картинах и образах, избирает жизненную ситуацию — «любовный треугольник». Любовь Чацкого к Софье — одна из «пружин», по словам И. А. Гончарова, на которых держ
...
Читать дальше »
|
...Образы пленительных фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе. В.Я.Брюсов
Мы читаем классические произведения, учим наизусть стихотворения, запоминаем цитаты. Но есть в русской литературе произведение, цитаты из которого запоминаются без заучивания, настолько они остроумны, ритмичны, соответствуют ситуации. Это произведение — «Горе от ума»
...
Читать дальше »
|
Почти через полвека после создания Грибоедовым его великой комедии «Горе от ума», в 1872 году, талантливейший русский писатель, автор знаменитых романов «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», вернувшись со спектакля «Горе от ума», написал заметки об этой комедии, которые затем переросли в статью «Мильон терзаний» — лучшее произведение критической литературы грибоедовском шедевре. Гончаров начинает статью очень с
...
Читать дальше »
|
Великий русский поэт Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведением «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца». И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани. Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза... Все они по-своему интересны. Но самым интригующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять
...
Читать дальше »
|
Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. А. С. Грибоедов
В памяти поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Одного, но какого! Комедии «Горе от ума»! В первом варианте она называлась еще многозначительнее — «Горе уму», и уже в самом этом названии был заключен ее глубокий идейно-философский смысл. Гр
...
Читать дальше »
|
Открывается занавес, и зрители видят ночлежку для бездомных людей. Она находится в тесном подвале. «Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», «везде по стенам — нары», посредине — стол, две скамьи, табурет, «все — некрашеное и грязное». Кажется, в такой обстановке и жить-то нельзя. Однако в ночлежке полно людей. Может, Горький все выдумал, чтобы привлечь внимание зрителей? К сожалени
...
Читать дальше »
|
Толстому драма «На дне» не понравилась: она была неправдой, потому что ее персонажи говорили чистейшим литературным языком, без примеси городского просторечия или крестьянского говора, а сама пьеса не отражала настоящего быта ночлежников. Но горьковское произведение — не о быте людей дна. Здесь ставились более серьезные и важные вопросы. Что такое человек? Что такое правда? Что такое жизнь и куда мы уходим потом?
...
Читать дальше »
|
От «дна» жизни никто не застрахован. Был на этом «дне» и сам Горький. Писатель романтизировал мир «босяков». Они привлекали его тем, что эти «деклассирован¬ные», оторвавшиеся от своего класса, отвергнутые им люди «живут хуже обыкновенных людей, но чувствуют и сознают себя лучше их... они не жадны, не душат друг друга, не копят денег». Дороже всего им воля. Однако в пьесе «На дне» перед нами другая обстановка. Не «воль
...
Читать дальше »
|
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал», — признавался Горький Чехову. «Старуха Изергиль» удивительно выразительно и красочно говорит о сложных проблемах человеческого бытия. Рассказ состоит из трех частей. На первом плане рассказчик, дающий с народных позиций оценку поведанным легендам и поступкам героев. Рядом с рассказчиком находится «проходящий», с наслаждением внимающий п
...
Читать дальше »
|
Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени и «кисель» — климат, среда... дремотная жизнь — и еще частные, и идивидуальные у каждого обстоятельства. Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить. И. А. Гончаров
Первое мая 1843 года. Петербург. В квартире на Гороховой улице лежит на диване Илья Ильич Обломов. Молодой (ему 32—33 года) человек испытывает ч
...
Читать дальше »
|
…Ты спрашиваешь, Инна, о моих летних впечатлениях. С удовольствием расскажу о них. Прежде всего — природа. Помнишь, каким душным, пыльным был наш город в июле? И вдруг я попала в рай. Тихая, задумчивая речка, чистый песчаный берег, вокруг лес, березовые рощи, прелестные солнечные поляны. А над всем этим — высокое ясное небо с легкими прозрачными облаками. Но главное мое впечатление связано с книгой, да еще — т
...
Читать дальше »
|
Я старался показать в Обмове», — писал Гончаров, — как и отчего у нас люди превращаются... в «кисель» — климат, среда, протяжение — захолустья, дремотная жизнь — и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». С главным героем Ильей Ильичом Обломовым мы впервые встречаемся на Гороховой улице, в одном из больших домов. Перед нами «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с т
...
Читать дальше »
|
«Шинель» — последняя из «петербургских повестей» Гоголя. Написанная в 1839—1841 годах, в пору высшего расцвета творческого гения писателя, «Шинель» продолжает тему «маленького человека», звучащую в «Портрете», «Невском проспекте», «Записках сумасшедшего». Герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачкин — скромный Чиновник в одном из столичных департаментов, «чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького рост
...
Читать дальше »
|
Во времена выхода поэмы название «Мертвые души» казалось странным, звучало непонятно. Ведь душа человека бессмертна и вдруг — «мертвые души». Само это словосочетание до Гоголя в литературе не употреблялось, хотя случаи скупки и залога документов на умерших крестьян были известны. Но, кроме наименования числившихся в «ревизских списках», по ушедших из жизни крепостных, название имело еще и другой, символический, страшн
...
Читать дальше »
|
Русь! Русь!.. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?.. 'Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?.. Н. В. Гоголь «Мертвые души» Н. В. Гоголя — это не только сатира на Россию Чичиковых и Собакевичей, но и лирическая поэма о России — родине великого народа. Гоголь писал «Мертвые души» н
...
Читать дальше »
|
Особенностью поэмы Гоголя является то, что наряду с помещиками, чиновниками, Чичиковым в ней действует еще один персонаж — автор (его даже хочется написать с прописной буквы — Автор). Рассказчик, от лица которого ведется повествование, вовсе не тождествен Гоголю. С помощью Автора Гоголь показывает нам процесс творчества и при этом прячется за рассказчика. В чем было новаторство Гоголя? Ведь образ повествователя встреч
...
Читать дальше »
|
Рассматривая галерею персонажей, выведенных Гоголем в первом томе «Мертвых душ», невольно задаешься вопросом: а кто же из них главный герой? Конечно, нелепо искать его среди помещиков. Ни сладкий до приторности, бестолковый Манилов, ни «дубинноголовая» Коробочка, ни «истерический человек» Ноздрев, мелкий пакостник и плут, ни утративший человеческий облик «скупой рыцарь» Плюшкин, ни чугунный «кулак» Собакевич не годятся в
...
Читать дальше »
|
Вступая в самостоятельную жизнь, Павел Иванович Чичиков, тогда еще мальчишка, получил от отца «умное наставление»: учиться, а не повесничать; больше всего угождать начальникам; водиться с товарищами, которые побогаче; не угощать никого, а вести себя гак, чтобы тебя угощали; а главное — беречь и копить копейку: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Отец Чичикова не очень, вероятно, следовал этим принципам,
...
Читать дальше »
|
Весной 1836 года — в дни появления «Ревизора» на сцене и в печати — русское общество переживало то приподнятое, волнующее чувство, которое обычно рождает встреча с великим произведением искусства. Прошло уже более полутора веков, а чувство это и у зрителей, и у читателей не проходит. Я думаю, это происходит потому, что гоголевские персонажи и в настоящее время встречаются не реже, чем в XIX веке. Они имеют несколько друго
...
Читать дальше »
|
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» принадлежит к совершеннейшим творениям мировой драматургии. Сюжет «Ревизора» был подарен Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Великий сатирик давно мечтал написать комедию о России и высмеять в ней недостатки бюрократической системы. Сюжет Пушкина о мнимом ревизоре очень понравился Гоголю. Он так увлекся работой, что написал своему другу Погудину: «Я помешался на комедии». По-разному
...
Читать дальше »
|
Тема комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — изображение быта и нравов чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. В комедии на примере маленького города показано то, что было характерно для всей огромной России того времени: казнокрадство, взяточничество, беззаконие, попирание человеческого достоинства, помещичий произвол. Смысл и вся направленность комедии заставляют признать главным действующим лицом всю группу
...
Читать дальше »
|
Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы. Сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, «...которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей». Потом — сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. В каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар. Несмотря на это все каза
...
Читать дальше »
|
Я люблю читать сказки, осо¬бенно фантастические, в которых происходят чудеса. Но, оказывается, не только в сказках такое бывает. Николай Васильевич Гоголь написал книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все истории в пей как будто рассказывает рудый пасечник Панько. Они похожи на народные сказки — веселые и грустные, смешные и страшные. Самая фантастическая история — «Ночь перед Рождеством». В ней рассказывается о молодом
...
Читать дальше »
|
Чтение этого рассказа оказалось для меня очень легким, сразу захотелось вернуться к нему еще раз. Само название привлекало необычностью и какой-то окрыленностью. Оля Мещерская представлена порхающей птичкой, красивой и немного воздушной. Она признается своей начальнице в том, о чем девочки обычно не рассказывают старшим людям, так как те обязательно посчитают их ветреными и легкомысленными. Бунин не показывает сра
...
Читать дальше »
|
В 1946 г. в Париже вышла новая книга И. А. Бунина «Темные аллеи». Это необычная книга. В ней тридцать восемь новелл — и все о любви, о том, что дорого человеческому сердцу и что может исчезнуть навсегда, даже из памяти. Писал ее Бунин во время Второй мировой войны. Писатель словно хотел сохранить для людей островки счастья и покоя в бушующем океане истории. «Все проходит, да не все забывается, — говорит героиня первог
...
Читать дальше »
|
Все будет правильно, на этом построен мир. М.А.Булгаков
Много найдется в русской литературе романов, которые вызывали бы столько споров, сколько вызвал их роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Литературоведы, историки и просто читатели не перестают рассуждать о прототипах его героев, книжных и иных источниках сюжета, о его философской и морально-этической сути. Каждое новое поколение находит в этом произведени
...
Читать дальше »
|
Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана. Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И.А.Бунин
Если бы Архимед не открыл закон Архимеда, его бы (закон-то есть)открыл кто-нибудь другой. Вон Леонардо изобрел не то вертолет, не то подводную лодку и зашифровал, чтобы люди не использовали их для злых дел. А эти тайны открыл кто-то другой. Потом. Но никто и никогда так и не
...
Читать дальше »
|
Я погибаю вместе с тобой... М.А.Булгаков
Уже само название романа Булгакова напоминает о таких известных произведениях, как «Ромео и Джульетта», «Дафнис и Хлоя». В главах, посвященных любовной истории Мастера, почти нет иронии. Булгаков начинает рассказ в приподнятом духе: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Чем была жиз
...
Читать дальше »
|
Кто сердцем добр, тот и в бедной одежде благороден. Г. Фрейтаг
Роман «Мастер и Маргарита» необычный, он не вписывается в традиционные представления об этом жанре. В нем и фантастика, и яркие реалистические картины московского быта 1930-х годов. Этот роман и лирический, и сатирический, и философский, и психологический, и политический одновременно. Вместе с тем роман представляет единое повествование о свобо
...
Читать дальше »
|
Идеями христианства пронизано творчество многих писателей. Нельзя понять философию жизни, нельзя разгадать «тайну человеческой души» без знания Библии. Ибо это книга о Добре и Зле, правде и лжи, о том, как жить и как умирать. Каждому человеку необходимо приобщение к Божественному смыслу бытия. Высокий мир евангельской легенды об Иисусе Христе обрел под булгаковским пером черты неповторимой реальности. История становит
...
Читать дальше »
|
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь... А.А. Блок
Весь широкий поток лирических тем и мотивов поэзии Блока как бы сливается в теме России. Блок вдохновенно и неустанно разрабатывает ее и в лирике («На поле Куликовом» и многие другие стихи, вплоть до «Скифов»), и в эпосе («Возмездие», «Двенадцать»), и в драме («Песня Судьбы»), и в публицистике. Поэт, проникнутый острым, неподдельным и
...
Читать дальше »
|
|