Главная » Статьи » ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
В разделе материалов: 271 Показано материалов: 91-120
С распространением вероучения вширь и по мере его
развития складывается определенная иерархия смыслов – различение
главного и второстепенного и третьестепенного. С другой стороны,
возникают новые вопросы, новые темы, новые и нередко небесспорные
решения, что вызывает дискуссии, полемику, борьбу мнений и новые
вопросы… |
Все христианские совместные богослужения, и в том числе
главное из них – литургия, – включают общие молитвы, пение и чтение
отрывков из священных книг (Ветхого и Нового Завета сочинений отцов
церкви). |
Знаменитая «Нагорная проповедь», излагающая суть
христианской этики, представляет собой и параллель, и дополнение, и
антитезу ветхозаветному «Декалогу» – Десяти главным заповедям иудаизма. |
Термины экзегетика и герменевтика восходят к греческим
словам с близким значением (хотя и далеких корней) и поэтому переводятся
почти одинаково: экзегеза (от греч. exegetikos – разъясняющий) – это разъяснение, толкование... |
В отличие от иудаизма и ислама, в христианстве важнейшие
принципы права содержатся не в конфессиональных, а в светских текстах,
восходящих к дохристианским источникам. |
Христианское учение о Триединстве Бога сложилось в
IV в., в жарких спорах с религиозным разномыслием. Догмат о Святой
Троице признается основой христианского вероучения и главной
богословской проблемой христианства. |
Ислам, самая молодая из мировых религий, складывался под
сильным воздействием религий соседних народов – иудаизма, христианства,
зороастризма. Как и названные традиции, ислам относится к религиям
Писания. |
Исламское учение рассматривает Коран в качестве
«завершенного пророчества» и видит в этом его превосходство над
священными книгами иудеев и христиан. |
Первые записи отдельных речей пророка делались еще при
его жизни. Их полный свод был составлен в 655 г., т. е. менее чем через
четверть века после смерти основателя религии. |
У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и
объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии.
Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога
Аллаха, как бы транслированного через Мухаммеда, почти не содержит
объективных, сведений о
самом пророке-создателе религии. |
Об исламе часто пишут как о религии несложной,
наследующей ментальность клана или соседской общины и доступной массам
простых людей. Действительно, в исламе нет таких сверхприродных
парадоксов, как Дева-Богородица и непорочное зачатие, Богочеловек или
Бог-Сын в качестве ниспосланного Слова Бога-Отца. |
Исламский полный символ веры называется акида (арабск.
«вера, догма»). У суннитов есть несколько сводов догматов: наиболее
популярный приписывают Абу Ханифе (УШ в.), затем свод ХШ в. и конца XV
в. |
В сравнении с христианством и особенно православием,
мусульманское богослужение может показаться почти аскетически простым и
однообразным. Оно жестко регламентировано, в нем нет таинств,
песнопений, музыки. |
В 13-й суре Корана (аят 37) Аллах говорит о Коране: «И
так Мы ниспослали его как арабский судебник». Действительно, в сурах 2, 4
и 5 (это более 500 аятов, примерно десятая часть Корана) собраны
предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам. |
Арабская религиозная философия развивалась параллельно
развитию ранней схоластики. Однако ее развитие происходило иначе.
Вначале арабы перенимали у греков преимущественно идеи Платона и
неоплатоников, но постепенно они начали уделять все больше внимания
идеям Аристотеля... |
Теперь внешней свободы стало больше. А вот прибавилось
ли свободы внутренней, свободы в духовном мире каждого из нас?! |
Между тем, в условиях крушения марксистско-ленинского
мировоззрения в образовавшееся «пустое» духовное пространство хлынули
мировоззренческие концепты самого разного толка, прежде всего
религиозные. |
Тревога за будущее заставила западных гуманистов
выдвинуть ряд концепций, которые быстро сменяют друг друга, – от идеи
«нулевого роста», «догоняющего развития» и дальше, вплоть до нынешнего
ориентира – «устойчивого развития». |
Особая роль в разработке мировоззрения новой эпохи
принадлежит России – в силу ее особого метафизического статуса. Не раз
уже высказывалась точка зрения, что Россия, дескать, является неким
мостом между Востоком и Западом и имеет черты, как Востока, так и
Запада. |
Широкий спектр подлежащих духовному синтезу идей
интенсивно, в той или иной их комбинации, с теми или иными оттенками,
обсуждался большинством представителей русского духовного ренессанса
конца XIX – начала XX в. – беспрецедентного в истории мировой философии
явления... |
Княгиня Ольга была первой в России
правительницей-христианкой. «Предвозвестницей христианской земле»
называет ее древний летописец: «Си бысть предътекущая крестьяньстей
земли, аки деньница пред солнцем и аки зоря пред светом». |
Едва ли найдется в русской истории имя более
значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси.
Уже древнерусские книжники называли его равноапостольным, ибо
подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна,
Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. |
Борис и Глеб были сыновьями великого
киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси. Борис был
наречен в святом крещении Романом, Глеб — Давидом. Известно, что у
Владимира имелось много сыновей от разных жен. |
Биографические сведения о преподобном
Антонии — основателе Киевского Печерского монастыря и фактическом
родоначальнике русского монашества — очень скудны. Его мирское имя —
Антипа — называет лишь один, и притом поздний источник. |
«Феодосий Печерский был вторым святым,
торжественно канонизованным Русской Церковью, и первым ее преподобным.
Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославлении св. Ольгу
и Владимира, св. Феодосий был канонизован ранее Антония, своего учителя
и первого основателя Киево-Печерского монастыря», — писал Г. П.
Федотов. |
Леонтий, епископ Ростовский, считается
первым проповедником христианства в Северо-Восточной Руси. Это один из
самых почитаемых русских святых. Однако биографические сведения о нем
чрезвычайно скудны и крайне противоречивы. |
Время жизни преподобного Авраамия
Ростовского, основателя Ростовского Богоявленского монастыря и одного из
первых проповедников христианства в Северо-Восточной Руси, неизвестно
даже приблизительно. |
Евфросиния, игуменья Спасского женского
монастыря в Полоцке, была одной из самых замечательных и самых
образованных женщин своего времени. Ее имя, к сожалению, не сохранилось в
древних летописях, и потому почти все сведения о святой мы можем
черпать только из ее Жития... |
Иоанн (в иночестве Илия), первый
архиепископ Новгородский (до этого новгородские владыки имели сан
епископов), — один из самых любимых в народе новгородских святых. Его
Житие настолько наполнено легендарными, сказочными мотивами и чудесами,
что само напоминает скорее сказку, чем памятник агиографии. |
Варлаам родился в Новгороде в богатой
семье. В миру он носил имя Алекса Михалевич. Согласно местному
новгородскому преданию, родители преподобного жили на Софийской стороне
города, в Неревском конце.
|
|