Главная » Статьи » ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
В разделе материалов: 271 Показано материалов: 61-90
Если
с XVIII века религия и претерпела секуляризацию и упадок, то, начиная с
середины XX века, началась новая эра возвращения и распространения
религий по всему миру. |
АВТОР: Христинина Наталья Федоровна
|
АВТОР: Буланова Галина Васильевна
|
АВТОР: Бояринова Ирина Ивановна |
АВТОР: Бабаева Анжелика Александровна |
АВТОР: Адонина Елена Владимировна
|
Религия является феноменом, элементом или функцией в
человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется
как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет,
воспитываются, живут. |
Точно и конкретно сформулировать понятие «религия»
невозможно. В науке таких определений большое количество. Они в большей
степени обусловливаются мировоззрением тех ученых, которые их строят. |
Возможно, никто не будет возражать, что религия – это
один из основных факторов человеческой истории. Допускается в
зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал
бы человеком, а можно непреклонно
доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. |
Первым этапом собственно человеческой истории является,
как известно, первобытно-общинная эпоха. В этот период заканчивается
формирование человека как особого биологического вида. |
Подобная трактовка архаической ступени сознания способна
послужить методологическим ключом к осмыслению истоков, содержания и
роли ранних верований и обрядов в первобытном обществе. |
Итак, особенностью бытия и сознания людей первобытной
эпохи является своеобразная целостность, объединяющая в комплексе
природное и человеческое, чувственное и умозрительное, вещественное и
образное, объективное и субъективное. |
С расширением спектра человеческой деятельности в ее
орбиту вовлекается все более разнообразный природный и социальный
материал, причем именно социум выходит в разряд главной сферы приложения
усилий. Зарождается институт частной собственности. |
Иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к
авраамитическим религиям, возводящим свои истоки к библейскому патриарху
Аврааму. Однако, в отличие от христианства и ислама, иудаизм в
религиоведческой литературе, как правило, классифицируется не как
мировая религия, а как религия еврейского народа. |
«Мишна» и «Гемара» составляют «Талмуд», самую
всеобъемлющую компиляцию иудейского права. «Талмуд» складывался на
протяжении 9 веков – с IV в. до н. э. по V в. н. э. |
В иудаизме богословие (или теология) как теоретическое
учение о Боге стало развиваться после сложения религиозного канона. Это
естественная логика развертывания религиозного содержания: вера
укрепляется знанием. |
В религиях Писания проповедь рано стала выполнять еще
одну коммуникативную задачу – толковать «трудные места» священного
текста. Наряду с «наставлением и увещанием» «следовать Закону» и
«подражать прекрасным вещам», проповедь стала жанром, в котором
складывались приемы объяснения того непонятного, что звучало в литургии. |
Еврейская философия также развивается параллельно с
христианской и исламской, причем и здесь исходными точками являются
неоплатонизм и аристотелизм. |
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском
обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается
аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются
имущественные различия между членами отдельных варн и каст, меняется
положение непосредственных производителей. |
Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более
точной даты нет), происходил из богатого кшатрийского рода в Видехе
(нынешний Бихар). |
Буддизм, древнейшая из мировых религий, «был создан
народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством
в области религии» (Бартольд). |
Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его
элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского
общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать,
создавая деспотическое централизованное государство. |
Мэн-цзы (Мэн Кэ – 371–289 гг. до н. э.) был продолжателем Конфуция, защищал конфуцианство от нападок со стороны других тогдашних школ. |
Сюнь-цзы, настоящее имя – Сюнь Цинь (Ш в.
до н. э.), полемизируя с Мэн-цзы, выдвинул противоположные взгляды на
сущность неба, выступил против концепции человеческой природы. Сюнь-цзы
был виднейшим конфуцианцем периода ста школ. |
Поскольку основная часть поучений Конфуция касается
чисто светских вещей, многие западные исследователи утверждают, что
конфуцианство является не религией, а лишь моральным ученьем. |
Одним из важнейших направлений развития
мировоззренческой мысли в Китае наряду с конфуцианством, был даосизм. В
центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти
начала постигаются не рациональным путем, конструированием логически
последовательных формул, а с помощью
прямого понятийного проникновения в природу существования. |
Откровение Бога, начатое в Ветхом Завете, завершается в
Новом Завете. Оно имеет ступенчатый, или многоуровневый характер, по
своей коммуникативной структуре напоминающий «рассказ в рассказе»,
включающий «еще один рассказ» и включенный «в еще один рассказ». |
В христианстве работа по определению канонического
текста книг «Нового Завета» началась во II в. Знаменитый христианский
теолог и философ Ориген (185–254), сын грека, живший в
Александрии и Палестине, провел систематическое грандиозное
сопоставление шести разных текстов Библии. |
Согласно христианской библеистике, Новый Завет (собственно христианскую часть Священного Писания) написали четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и апостолы Иаков, Иоанн, Иуда и Павел, т. е.
восемь человек (апостол Иоанн Богослов, автор двух «Посланий» и
«Откровения», и автор «Евангелия от Иоанна» – одно и то же лицо). |
В христианстве богословская теория была разработана в
существенно большей мере, чем в других теистических религиях (иудаизме и
исламе). В силу географических условий, христианство распространялось в
тех землях и странах, где шли процессы активного усвоения и развития
логико-философских и юридических традиций европейской античности. |
|