Главная » Статьи » ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО". 11 КЛАСС
В разделе материалов: 51 Показано материалов: 31-51
Изучение
данной подтемы призвано помочь учащимся углубить
общее представление о современном мире, цивилизационно
многообразном и противоречивом и в то же время едином
и взаимосвязанном. |
Изучение
части подтемы «Россия в полосе перемен» занимает
особое место. Во-первых, российские реформы рассматриваются
в контексте характеристики современного цивилизационного
развития всего человечества с точки зрения перехода
к постиндустриальному обществу. |
Вопросы
возникновения, сущности, путей разрешения глобальных
проблем составляют такой пласт содержания школьного
образования, который с полным основанием можно отнести
к межпредметному уровню. |
В этой
подтеме учащиеся получают общее представление об
экономике, знакомятся с ее основными характеристиками.
В ней раскрывается связь между производством и
потреблением, дается представление о формах собственности,
об экономических механизмах распределения. |
Одновременно
урок показывает учащимся, что рынок не идеальный механизм,
он имеет и негативные стороны. Отсюда следует вывод
о необходимости государственного регулирования экономики,
направленного на устранение или смягчение нежелательных
последствий рынка. |
Содержание урока базируется на знаниях учащихся о
рыночной экономике. Его назначение — ввести учащихся в сложные проблемы
переходной экономики России. |
Этот
урок выходит за рамки темы об экономике. На нем
рассматривается воздействие научно-технического прогресса
не только на экономические отношения, но и на социальную
сферу, а также другие области жизни общества. На уроке
закладываются основы понимания процессов перехода от
индустриального к постиндустриальному обществу. |
Особенность
этой подтемы — взгляд на экономические
отношения со стороны человека. Человек существует
в экономических условиях, складывающихся независимо
от его воли. |
Изучение
данной подтемы открывает более глубокое, чем в основной
школе, знакомство с социальной сферой жизни общества.
Среди ведущих понятий темы — социальная дифференциация,
социальные общности и группы, средний класс, маргиналы,
социальная мобильность и социальные «лифты». |
На уроках
углубляются знания учащихся об исторически сложившихся
формах социального сообщества людей, о ведущих тенденциях
развития наций и межнациональных отношений в современном
мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной
интеграции и гармонизации межнациональных отношений. |
Содержание
этой подтемы позволяет продолжить начатое в подтеме
«Человек в системе экономических отношений»
рассмотрение многообразных связей и отношений человека
в современном обществе. |
Цель
уроков — дать общую, целостную характеристику
современной политической сферы как системы взаимосвязанных
и взаимодействующих элементов, показать их комплексное
воздействие на окружающую среду и комплексное реагирование
на происходящие в ней изменения, раскрыть значимость
демократической системы в жизни человека и общества. |
С этой
подтемы начинается подробное и систематическое изучение
демократической сущности действующих механизмов политической
системы. Задача учителя состоит в том, чтобы добиваться
понимания учащимися совокупности сущностных понятийных
признаков, их взаимосвязи и соподчиненности. |
Урок
призван углубить знания о демократическом политическом
режиме, подвести учащихся к пониманию совокупности действующих
в политической системе механизмов и форм реализации
ведущих демократических принципов, а также политических
прав личности, порождающих эти формы. |
Изучение
вопроса «Политические реформы в Российской Федерации»
можно организовать в форме семинарского занятия или
собеседования. |
Подтема
завершает изучение ценностей современной цивилизации.
Она призвана на основе обобщения и развития ранее полученных
знаний о политическом статусе личности, политической
культуре и демократии раскрыть сущность демократической
политической культуры, правила политического поведения,
а также антиправила и их негативные последствия. |
Эти
уроки открывают цикл занятий, посвященных изучению культурно-духовной
сферы современной цивилизации (глава ХII учебного пособия). |
Изучение
проблемы современной отечественной культуры является
продолжением разговора о духовной культуре и в то же
время завершением характеристики состояния и тенденций
развития современного российского общества. |
В контексте
темы «Духовные ценности современной цивилизации»
данная подтема раскрывает возрастание ценности науки
и образования на рубеже ХХ и ХХI вв.; подводит к пониманию
науки как одного из видов духовного производства; позволяет
учащимся осмыслить роль образования в их приобщении
к духовной культуре. |
Изучение
подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности,
вдумчивого «дирижирования» ученической дискуссией,
предупреждающего односторонность и предвзятость. |
Эта
подтема (§ 47) завершает весь курс, что
во многом определяет методику занятий: целесообразное
решение — развернутая беседа, предусматривающая,
в частности, насыщенное вводное слово педагога и его
значительные ремарки по ходу разговора с учениками. |
|