В разделе материалов: 5710 Показано материалов: 4951-4980
Джона Констебля, великого
английского художника начала XIX столетия, можно смело назвать отцом
реалистического пейзажа Нового времени. Он первый восстал против
господствующих
в его дни отвлеченных и условно-идеализирующих приемов пейзажной
живописи,
утверждая всем своим творчеством ценность живого реального мира,
окружающего
человека. |
Художник А. Мокрицкий
писал о Венецианове: «Никто лучше его не изображал деревенских мужиков
во всей
их патриархальной простоте. Он передал их типически, не утрируя и не
идеализируя,
а потому что вполне чувствовал и понимал богатство русской натуры… Имея
чрезвычайно зоркий и зрячий глаз, он умел передать в них даже ту
матовость,
запыленность и неблестящесть, которые сообщают мужику его постоянное
пребывание
или в поле, или в дороге, или в курной избе». |
«Чем проще линии и формы,
— говорил Энгр, — тем больше красоты и силы. Всякий раз, как вы
расчленяете
формы, вы их ослабляете… Изучая натуру, обращайте внимание прежде всего
на
целое. Спрашивайте его и только его. Детали — это важничающая мелюзга,
которую
следует урезонить». |
Ф. Булгарин писал: «Нельзя
не восхищаться трудами О.А. Кипренского, нельзя не порадоваться, что мы
имеем
художника такой силы, нельзя не погрустить, что он занимается одними
портретами». |
В
Жерико привлекают
реализм, дар поэтизации действительности, широта его мужественного
эпического
стиля, страстная любовь к жизни, пронизывающий его творчество гуманизм. |
Французский критик Эдмон
Абу писал в 1855 году: «Месье Коро — единственный и исключительный
художник вне
всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он
неподражаем.
Ни один художник не наделен таким стилем и не умеет лучше передать идею в
пейзаже. Он преображает все, к чему притрагивается; он овладевает всем,
он
никогда не копирует и даже, когда он пишет с натуры, — он творит. |
Делакруа вошел в
историю
французской живописи как главный представитель нового романтического
направления,
которое с середины двадцатых годов девятнадцатого столетия
противопоставило
себя официальному академическому искусству. |
Брюллов из тех мастеров,
которые прославились одним, но великим произведением. Он известен
большинству
любителей живописи как автор картины «Гибель Помпеи». |
И.Н. Крамской писал: «Историческая
заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских художников,
огромную
просеку в непроходимых до того дебрях и именно в том направлении, в
котором
нужна была большая столбовая дорога…» |
Делакруа, обращаясь к
Домье, писал: «Нет человека, которого я больше бы ценил и которым я
больше бы
восторгался, чем Вами». Бодлер говорил, что
ярость, с которой Домье клеймит зло, «доказала доброту его сердца». |
Русский
критик В.В. Стасов писал о Федотове: «Он умер, произведя на свет лишь
маленькую
крупинку из того богатства, каким одарена была его натура. Но эта
крупинка была
чистое золото и принесла потом великие плоды». |
И.Н. Крамской утверждал,
что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не
только у
нас, а в истории искусства вообще». |
Э. Золя писал: «Это был
удивительный мастер: крепость фактуры, непогрешимость техники остаются
непревзойденными в нашей школе. Надо обратиться к итальянскому
Возрождению,
чтобы найти такую уверенную и сильную кисть». |
Писсарро один из ведущих
представителей импрессионизма. Сам художник писал: «Что касается моей
творческой биографии, то она неотделима от истории группы
импрессионистов». |
Творчество Ге проникнуто
страстным протестом против угнетения и подавления человеческой личности.
Образ
страдающего человека, стоящий в центре искусства Ге, призывал к
переустройству
жизни на началах справедливости: «Я лучше человека ничего не знаю и буду
всегда
верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей». |
Поль Гюстав Доре родился 6
января 1832 года в Страсбурге. В декларации мэрии города от 9 января
1832 года
значилось, что у Пьера Луи Христофора Доре родился сын, названный Луи
Августом
Гюставом. Отец Доре был инженером, строителем мостов. Он любил читать, и
мальчик имел возможность просматривать иллюстрации. Это в значительной
мере
пробудило в нем влечение к рисованию. |
Э. Золя пишет: "Первое
впечатление, которое производит любая картина Эдуарда Мане, несколько
сурово и
терпко. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование
действительности. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется и
какая-то
элегантная резкость. Сначала глаз не замечает ничего, кроме широко
положенных
пятен. Затем предметы начинают вырисовываться и становиться на место..." |
Шишкин — ярчайший
представитель передвижничества, один из основоположников русского
национального
реалистического пейзажа. Н.И. Крамской писал о достоинствах художника:
«Шишкин
нас просто изумляет своими познаниями… И когда он перед натурой, то
точно в
своей стихии, тут он и смел, и ловок, не задумывается, как, что и
почему… тут
он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает
природу ученым образом… Шишкин — верстовой столб в развитии русского
пейзажа,
это человек-школа». |
Перов впервые в нашей
живописи подошел к изображению народных восстаний. Исторические полотна
Перова
— «Суд Пугачева» (два варианта) и «Никита Пустосвят» (1881) подготовили
появление знаменитых произведений Сурикова. |
«…Искусство Уистлера
трудно отнести к какой-нибудь определенной художественной школе. Он
воспринял и
синтезировал в своем творчестве самые разные течения, не поддавшись ни
одному
из них. |
Огюст Ренуар сказал о
своем друге: «Дега был… прозорлив. Возможно, что он держался дикобразом,
чтобы
спрятать свою подлинную доброту. Не скрывался ли за черным сюртуком,
твердым
крахмальным воротничком и цилиндром самый революционный художник во всей
новой
живописи?» |
В своей автобиографии
Крамской пишет: «Я родился в 1837 году, 27 мая (по старому стилю), в
уездном городке Острогожске Воронежской губернии, в пригородной
слободе Новой Сотне, от родителей, приписанных к местному мещанству.
12-ти лет
от роду я лишился своего отца, человека очень сурового, сколько помню.
Отец мой
служил в городской думе, если не ошибаюсь, журналистом (т.е. писарем);
дед же мой, по рассказам… был тоже каким-то писарем в Украине.
Дальше генеалогия моя не подымается». |
Один из лучших французских
художников Сезанн во многом определил развитие современного искусства.
Его
мощная живопись, умение конструировать цветом форму, достижения в
передаче
пространства и многие другие достижения творчества привлекли к его
наследию
живописцев разных стран и направлений. |
Сам Сислей так представлял
свое творческое кредо: «Сюжет, мотив должен всегда трактоваться простым,
понятным для зрителя и захватывающим его образом. В результате удаления
излишних деталей зритель выводится на путь, предуказанный ему
художником, и
обращает внимание прежде всего и только на то, чем захвачен сам творящий
художник… После сюжета, как такового, к интереснейшим свойствам пейзажа
относятся движение, жизнь…» |
Клод Оскар Моне родился 14
ноября 1840 года в Париже. Но юность он провел в Гавре, где его отец в
компании
со своим шурином владел бакалейной лавкой. Клод проводил больше времени в
воде
и на скалах, чем в классе. По натуре он был недисциплинирован, и школа
всегда
казалась ему тюрьмой. |
Ренуар, один из самых
видных представителей импрессионизма, искусство которого отличается
живым
интересом к человеку. Творческое наследие художника поражает — им было
написано
примерно 6000 картин. Значительное место в его светлом жизнеутверждающем
творчестве занимает портрет, а также жанровые композиции. |
«У нас в России… — писал
Крамской, — до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой
разнице
близких между собою тонов, и, кроме того, никто не различал в такой
мере, как
он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга». |
«Верещагин — личность
колоссальная, это действительно богатырь», — писал И.Е. Репин, а В.В.
Стасов
называл Верещагина «великим художественным талантом» и «великой душой». |
П. Элюар называл Руссо
большим художником, который «заставил жить тучи и листья на деревьях и в
то же
время умел писать мечту». «К счастью для нас, — добавлял Элюар, — Руссо
был
убежден, что он должен показывать то, что он видит. На все он смотрел с
любовью, и изображенное им всегда будет восхищать». |
Репин являл собой пример
беззаветной преданности искусству. Художник писал: «Искусство я люблю
больше
добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо. Где
бы я
ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни
наслаждался, —
оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях —
лучших,
сокровеннейших. |
|