В категории материалов: 99 Показано материалов: 61-90
После смерти Кука французское правительство решило
продолжать исследования. Оно разработало чрезвычайно обширный план и
отправило экспедицию во главе с офицером французского флота Лаперузом
(1741–1788), которому предписывалось исследовать почти весь Тихий океан. |
Франция в ту пору переживала исключительно серьезные
события, однако когда в Париж поступило сообщение, что корабли Лаперуза
не пришли к острову Маврикий, в конце сентября 1791 года из Франции на
его поиски были отправлены корабли «Решерш» и «Эсперанс» под начальством Жозефа Антуана Брюни д'Антркасто. |
Капитан французского торгового флота Этьен Маршан,
возвращаясь в 1788 году из Бенгалии, встретился в гавани на острове
Святой Елены с английским капитаном Портлоком. Разговор, естественно,
зашел о торговле, о предметах для обмена, о товарах, на продаже которых
можно получить больше всего прибыли. |
В июле-августе 1761 года во время Семилетней войны
при высадке русским флотом десанта с целью поддержки действий союзных
армий против прусских войск, сосредоточенных в Померании в городе
Кольберге, особенно отличился командир бомбардирского корабля «Юпитер»
лейтенант Петр Кузьмич Креницын. |
Гавриил Андреевич Сарычев был одним из
образованнейших русских морских офицеров конца XVIII-начала XIX века Он
известен как крупный ученый-гидрограф, руководитель ряда экспедиций,
составитель карт, атласов и лоций, а также наставлений по морской описи. |
У кафедрального собора Святого Павла в Мельбурне
высится памятник: молодой британский морской офицер в форме конца XVIII
столетия стоит на носу шлюпки. Красивое его лицо серьезно, пожалуй, даже
хмуро, левая рука сжимает эфес шпаги. «Капитан Мэтью Флиндерс» — гласит
надпись на монументе. |
С того времени, как Тасман побывал на северном
берегу Австралии, в изучении этого огромного таинственного материка был
достигнут большой прогресс. Кук описал весь восточный берег, открыл
пролив Эндевор и настойчиво обращал внимание своего правительства на те
выгоды, которые могла дать организация колонии в Ботани-Бей. |
Жюль Себастьян Сезар Дюмон-Дюрвиль был
не только выдающимся мореплавателем, но и ученым-энциклопедистом.
Отличный энтомолог и ботаник, он был одновременно лингвистом-полиглотом,
этнографом, физиком и историком. В 1819–1820 годы Дюмон-Дюрвиль плавал в
водах Черного и Эгейского морей, и его имя оказалось теснейшим образом
связанным с одним великим, хотя отнюдь не географическим, открытием. |
Английский мореплаватель Фредерик Уильям Бичи
представляет совсем иной тип исследователя Океании. Бичи начал флотскую
службу в десятилетнем возрасте и изучал навигацию у корабельного
штурвала. В юности он участвовал в арктических экспедициях Франклина и
Парри и в гидрографических работах, которые проводились на
Средиземноморье и у берегов Африки. |
В июле 1803 года из Кронштадта в первое в истории
русского военного флота кругосветное плавание вышли шлюпы «Надежда» и
«Нева». Командовали этими кораблями молодые, но уже опытные
мореплаватели капитан-лейтенанты Иван Федорович Крузенштерн и Юрий
Федорович Лисянский. |
В плеяде исследователей XIX века Василий Михайлович
Головнин занимает особое место. Он внес значительный вклад во все
области военно-морского дела, много сделал для организации и
строительства флота, известен как талантливый ученый и писатель. |
У каждой экспедиции были вполне определенные задачи:
отряды Анжу, Врангеля и Матюшкина должны были уточнить карты северного
побережья Азии от устья Лены до Берингова пролива и проверить
существование ряда островов Экспедиции, на бриге «Новая Земля»
предстояло описать берега Новой Земли и изучить Баренцево и Карское
моря. |
Замечательный русский моряк и ученый Отто
Евстафьевич Коцебу родился 18 декабря 1788 года в Ревеле (ныне Таллин) в
семье популярного в то время писателя Августа Коцебу. Когда мальчику
исполнилось восемь лет отец отдал его в Первый кадетский корпус,
готовивший офицеров для армии. |
Федор Петрович Литке родился 17 сентября 1797 года в
Петербурге, в семье таможенного чиновника. В тот же день умерла от
родов его мать, оставив пятерых малолетних детей, а отец вскоре женился
вновь на очень молодой женщине, невзлюбившей своих пасынков и падчериц. |
С незапамятных времен предпринимались попытки
пробиться на суда к восточному берегу Новой Земли без карт и лоций.
Немногим смельчакам посчастливилось прорваться сквозь Карские Ворота. |
В славной плеяде выдающихся русских мореплавателей
XIX века Геннадий Иванович Невельской занимает особое место. В 1849–1856
годы, возглавляя Амурскую экспедицию, этот смелый исследователь
совершил крупнейшие географические открытия в районе нижнего течения
Амура и северных берегов Японского моря и присоединил к России огромные
пространства Приамурья и Приморья. |
Большую роль в исследовании Патагонии и Огненной
Земли сыграла вторая кругосветная экспедиция на «Бигле» под
командованием Фицроя благодаря участию в ней Дарвина. |
В 1823 году английский капитан английского
королевского флота Джеймс Уэдделл был назначен одной эдинбургской
торговой фирмой начальником экспедиции, направлявшейся на добычу
тюленьих шкур в южные моря, где она должна была провести два года. |
В 1830–1832 годах была предпринята еще одна
примечательная экспедиция в антарктические воды. Она была снаряжена
торгово-промысловой лондонской фирмой братьев Эндерби. |
Джеймс-Кларк Росс (1800–1862) принимал участие в
семи арктических экспедициях, но прославился главным образом тремя
экспедициями в Антарктику. Во время своего первого путешествия он открыл
путь в Антарктиду, которым после него пользовались многие исследователи
и который до сих пор считается самым удобным. |
Джон Франклин (1786–1847) вступил в английский
королевский флот 14 лет от роду, совершив в столь нежном возрасте поход в
Австралию под руководством Мэттью Флиндерса (1801–1803). Он доказал
свою храбрость в битвах при Трафальгаре (1805) и при Нью-Орлеане (1814).
|
Мак-Клур — британский арктический мореплаватель. Он
родился в Уэксфорде 28 января 1807 года и участвовал в двух полярных
плаваниях. В 1850–1853 годы в должности капитана судна «Инвестигейтор»
принимал участие в поисках Франклина. |
Крупнейшая поисковая экспедиция вышла из лондонского
порта весной 1852 года. Начальником ее был назначен капитан Эдуард
Белчер. В его распоряжении находились все четыре судна экспедиции Остина и еще плавучая база
«Норт-Стар». |
Это море протянулось с северо-востока на юго-запад
на 428 километров, ширина его доходит до 284 километров. С юга и
северо-востока в Аральское море несут свои воды две громадные реки —
Амударья и Сырдарья. |
Норвежец Отто Свердруп, опытный моряк, впервые попал
в Американскую Арктику в 1888 году, а в августе-сентябре того же года
он вместе с Фритьофом Нансеном на лыжах впервые пересек ледяной купол
Гренландии. И когда позднее Нансен приступил к организации арктической
экспедиции на пароходе «Фрам», он пригласил Отто Свердрупа на должность
капитана. |
Нильс-Адольф-Эрик Норденшельд,
покоритель Северо-восточного прохода, родился и учился в Финляндии.
Будучи студентом, он проявил большие способности, но поскольку
придерживался левых взглядов, всегда откровенно высказывал их и вообще
обладал энергичным и непокорным характером, то вскоре попал в немилость у
университетского начальства и русских властей. |
Рекламу, как известно, можно сделать из всего. И на
всем. В конце XIX века газеты конкурировали одна с другой в поисках
«жареных» материалов не менее остро, чем теперь. |
Память о выдающемся деятеле русского флота Степане
Осиповиче Макарове особенно дорога русским людям. Нет такой области
военно-морской науки и техники, которую бы этот одаренный человек не
пополнил своими исследованиями и изобретениями. |
Первое значительное продвижение к Северному полюсу
было совершено на «Фраме» величайшим исследователем Арктики Фритьофом
Нансеном. Хотя и до Нансена было немало сделано смелых
попыток открыть Северо-восточный и Северо-западный пути к Берингову
проливу и немало кораблей плавало у берегов арктических архипелагов, все
же никто не решался углубиться в полярные льды или пройти по ним далеко
к северу. |
Когда Руалу Амундсену (1872–1928) было всего
двадцать лет, он пришел к заключению, что многие предшествующие
экспедиции в Арктику страдали от того, что их командиры никогда не были
сами капитанами кораблей. Почти всегда в вопросах навигации им
приходилось полагаться на опытных шкиперов. |
|