В разделе материалов: 5710 Показано материалов: 5041-5070
Славная
аристократическая фамилия Волконских известна
многим, особенно по женской линии. Вспоминается сразу Зинаида
Волконская,
имевшая литературный салон начала XIX века, где бывали Пушкин и
Баратынский, и
ещё одна Зинаида — уже эмигрантка, оставившая воспоминания о Набокове. |
Английские
писательницы, родные сестры: Шарлотта —
псевдоним Каррер Белл — автор романов «Джейн Эйр» (1847), «Шерли»
(1849), Эмили
— автор романа «Грозовой перевал» (1847) и стихов, Энн — автор романа
«Агнес
Грей» (1847) и стихов. |
Английские писательницы, родные
сестры: Шарлотта —
псевдоним Каррер Белл — автор романов «Джейн Эйр» (1847), «Шерли»
(1849), Эмили
— автор романа «Грозовой перевал» (1847) и стихов, Энн — автор романа
«Агнес
Грей» (1847) и стихов. |
От неё почти ничего не осталось,
только пересуды
современников, несколько писем и догадки потомков. Она сверкнула в
русской
культуре словно промчавшаяся комета, никто не сумел даже понять, зачем
имя
Асенковой вспыхнуло так ярко на театральном небосклоне, что принесла она
с
собой, а главное, что она утаила, что унесла в могилу, так и не
высказавшись до
конца. |
Настоящее имя Мэри Анн Эванс.
Английская писательница. Из
философии позитивизма заимствовала идею постепенной эволюции общества и
гармонии классов. Автор романов «Мельница на Флоссе» (1860), «Сайлес
Марнер»
(1861), «Миддлмарч» (1871—1872). |
Трудно найти в истории правителя,
который продержался бы у
власти дольше, чем Александрина Виктория (первое её имя дано в честь
русского
императора — Александра I). Целых 64 года из 82 лет жизни! И пусть
Англия XIX
века уже не была абсолютной монархией, а Виктория не имела полномочий
диктатора, пусть казной государства распоряжались премьер-министры и
банкиры,
королева стала символом целой эпохи, в которую, ни много ни мало,
уместилось
почти все прошлое столетие Великобритании. |
Одна
из самых закрытых для женщин областей деятельности —
философия, рефлексивная мыслительная работа. Может быть, по-житейски
дамы
подчас и умнее сильного пола, однако в эмпиреи отвлечённого знания они
поднимаются с большим трудом, да и то на уровне школьной программы. |
Наверное, мотивы её поступков можно
понять, лишь
прислушавшись к голосу эпохи, которая выпестовала её боевой характер.
Говорят,
что лучшие люди времени вбирают все проблемы, пороки и достоинства его в
большей степени, чем простые смертные. |
Сами обстоятельства её
происхождения, казалось, не оставили
Аделе-Хуане-Марии Патти (полное имя нашей героини) никакого выбора
будущего.
Появление на свет четвёртого ребёнка в семье драматических певцов,
итальянца-отца и матери испанки, принесло с собой не только радость.
|
Французская актриса. В 1872—1980
годах в «Комеди Франсез»,
в 1898—1922 годах возглавляла «Театр Сары Бернар» (Париж). Играла
трагедийные и
мелодраматические роли в пьесах Гюго, Дюма-сына, Ростана и др. |
Русский математик, первая женщина
член-корреспондент
Петербургской академии наук (1889). Жена В.О. Ковалевского. Работала в
области
математического анализа (дифференциальные уравнения и аналитические
функции),
механики (вращение твёрдого тела вокруг неподвижной точки), астрономии
(форма
колец Сатурна). Автор беллетристических произведений. |
Революционерка-народница. Член
организации «Земля и воля»,
с 1879 года член исполкома «Народной воли», организатор и участница
покушений
на Александра II. Повешена в Петербурге 3 апреля 1881 года. |
Русская актриса. С 1871 года играла в
Малом театре.
Крупнейшая трагедийная актриса. Прославилась в ролях Лоуренсии («Овечий
источник» Лопе де Вега), Иоанны д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера), в
драмах
А.Н. Островского («Таланты и поклонники» — Негина, «Без вины виноватые» —
Кручинина). |
Феномен её очарования ещё долго
будет вызывать споры и,
по-видимому, так никогда до конца и не будет познан. Действительно,
девушка,
почти ничего не успевшая в жизни сделать, взволновала души поэтов и
художников.
Её обаяние незримо присутствовало в русском «серебряном веке», во
французском
экзистенциализме, воздействует оно и на современный авангардизм. |
Судьба великой русской актрисы
словно вобрала в себя все
боли и взлёты этой нелёгкой профессии, и если бывают жизни типичные, то
Комиссаржевская стала совершенным «типом» Мельпомены, богини, ненасытно
требующей души и плоти артиста. Не зря именно Веру Федоровну назвали
«чайкой
русской сцены», признав только за ней право неким тревожным символом
распахнуть
крылья на театральном занавесе. |
Эта
женщина, рождённая не в России, крещённая не в
православии, женщина, по какой-то иронии судьбы, а может быть, и по
глубокой
закономерности, стала последней в списке небесных покровительниц
многострадального отечества, покровительниц, составляющих Собор святых
жён
земли Российской. Первая из канонизированных православной церковью —
святая
великая княгиня Ольга отличалась жестокостью и вероломством. Она не
простила
убийц мужа и жестоко покарала их. |
На улице Варенн, перед входом в
Музей Родена, стояла длинная
очередь. Однако в тот день 1984 года столько народа собрал не сам
великий и
прославленный мастер, а его «подмастерье» — женщина, чьё имя, как ещё
недавно
казалось, поросло травой забвения… И всё же какая-то справедливость в
этом мире
существует. Женщина, заплатившая за свой неженский дар собственной
жизнью,
всё-таки нашла признание, пусть не в сердцах современников, так хотя бы —
потомков. |
Английская писательница. В 1887—1889
годах жила в России,
была связана с русским и польским революционным движением. С 1920 года
жила в
США. Самый известный роман «Овод» (1897). Переводила М.Ю. Лермонтова,
Н.В.
Гоголя, Ф.М. Достоевского. |
Физик и химик, одна из создателей
учения о радиоактивности.
Обнаружила радиоактивность тория (1898). Совместно с мужем, Пьером Кюри,
открыла (1898) полоний и радий. Дважды лауреат Нобелевской премии — за
исследование радиоактивности в 1903 году совместно с П. Кюри и А.
Беккерелем;
за исследование свойств металлического радия в 1911 году. Разработала
методы
радиоактивных измерений, впервые применила радиоактивное излучение в
медицинских целях. |
Жена вождя большевиков В.И. Ленина.
Член «Союза борьбы за
освобождение рабочего класса» с 1898 года. Секретарь редакции газет
«Искра»,
«Вперёд», «Пролетарий», «Социал-демократ». Участница революций 1905—1907
годов
и Октябрьской революции. С 1917 года член коллегии, с 1929 года
заместитель
наркома просвещения РСФСР. С 1920 года председатель Главполитпросвета
при
Наркомпросе. Депутат Верховного совета с 1937 года. Имеет труды по
педагогике,
истории КПСС. |
Русская писательница, идеолог
символизма. Автор лирических
стихотворений, рассказов, романа «Чёртова кукла» (1911). Критические
статьи
подписывала псевдонимом Антон Крайний. |
Печальны глаза этой женщины, её
лицо, измождённое, суровое,
напоминает аскетичные лики святых и фанатиков. Вся её жизнь стала
непрерывной
борьбой с болезнями, за право остаться полноценным человеком, невзирая
ни на
какие обстоятельства. Читая её биографию, трудно поверить, что все это
успела
женщина, которая с детства была обречена на медленное умирание. |
Деятель германского, польского и
международного рабочего
движения. Один из организаторов «Союза Спартака» и основателей
коммунистической
партии Германии (1918). В годы Первой мировой войны занимала
интернационалистские позиции. |
Российская императрица, жена Николая
II (с 1894 года).
Расстреляна вместе с Николаем II по постановлению Уральского совета в
Екатеринбурге. |
Советский партийный деятель,
дипломат, публицист. Член КПСС
с 1915 года. В 1917—1918 годах нарком государственного призрения.
Коллонтай —
первая в мире женщина-посол. С 1923 года полпред и торгпред в Норвегии, в
1926-м — в Мексике, с 1927 года — полпред в Норвегии. В 1930—1945 годах
посланник, затем посол СССР в Швеции. |
Русская певица, лирико-колоратурное
сопрано, народная
артистка СССР (1936). Доктор искусствоведения (1944). С 1902 года
выступала в
Большом театре. Выступала более 30 лет. Среди партий: Антонида в «Иване
Сусанине» М.И. Глинки, Марфа в «Царской невесте», Волхова в «Садко» Н.А.
Римского-Корсакова, Виолетта в «Травиате» Верди, Эльза в «Лоэнгрине» Р.
Вагнера. Много концертировала. Профессор Московской консерватории с 1943
года. |
Русская балерина, выступала в
Мариинском театре.
Участвовала в «Русских сезонах» в Париже. Гастролировала с собственной
труппой
во многих странах мира. Выступала в главных партиях классического
репертуара;
прославилась в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку К.
Сен-Санса. |
В судьбе и творчестве Вирджинии Вулф
словно скрестились два столетия,
создав разряд необычной гибельной силы, гибельной для души, несущей
противоречия двух противоположных эпох, гибельной для человека,
парадоксально
вместившего в свой характер викторианские нравы «старой, доброй Англии» и
рафинированность пороков декадентства. |
Единственной
из модельеров Шанель удалось создать не моду, а
свой неповторимый стиль. Она произвела революцию в облике женщины XX
века. Сняв
с неё корсет, освободив тело, она раскрепостила душу и сознание. Явив в
своём
лице свободную, независимую женщину, Шанель подарила слабому полу
ощущение
собственной значимости, красоту свободы и независимости. |
Эстрадная певица (меццо-сопрано).
Исполняла русские
народные, главным образом, городские песни. После 1920 года жила за
рубежом. |
|