В разделе материалов: 5710 Показано материалов: 2461-2490
Английский историк, философ, экономист. В «Трактате о
человеческой природе» (1748) развил учение о чувственном опыте
(источника знаний) как потоке «впечатлений», причины которых
непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. |
Французский писатель и философ. Представитель
сентиментализма. С позиции деизма осуждал официальную церковь и
религиозную нетерпимость. Выдвинул лозунг «Назад к природе!». Руссо
оказал огромное влияние на современную духовную историю Европы с точки
зрения государственного права, воспитания и критики культуры. |
Французский писатель и философ, основатель и один из
издателей «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и
ремесел». В философских произведениях («Письмо о слепых в назидание
зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Сон Д'Аламбера»
(1769), «Философские принципы материи и движения» (1770), будучи
сторонником просвещенной монархии, критиковал абсолютизм, христианскую
религию и церковь, отстаивал материалистические идеи. |
Французский философ, крупнейший систематизатор взглядов
французских материалистов XVIII века. В объяснении общественных явлений
отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по
отношению к личности. |
Немецкий философ, родоначальник немецкой классической
философии. В 1747–1755 годы разработал космогоническую гипотезу
происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая
естественная история и теория неба», 1755). |
Немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель. В итоговом
философском сочинении — трагедии «Фауст» (1808–1832), насыщенной
научной мыслью своего времени, воплотил поиски смысла жизни, находя его в
деянии. Гете противопоставлял материалистически-механическому
естествознанию Запада творческое учение о природе. |
Французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими
силами исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и
религии. В сочинении «Новое христианство» (1825) объявлял освобождение
рабочего класса целью своих стремлений, решение этой задачи видел в
утверждении «новой» религии («все люди — братья»). |
Французский социолог, социалист-утопист. Подверг критике
строй современной «цивилизации» и разработал проект плана будущего
общества — строя «гармонии», в котором должны развернуться все
человеческие способности. |
Представитель немецкой классической философии. В «Речах к
немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к возрождению и
объединению. Центральное понятие «учения о науке» Фихте (цикл сочинений
«Наукоучение») — деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я»,
полагающего себя и свою противоположность — мир объектов «Не-Я». |
Немецкий философ, создавший на
объективно-идеалистической основе теорию диалектики. Система Гегеля,
которая завершает философию Нового времени, состоит из трех частей
логики, рассматривающей бытие Бога до сотворения мира, натурфилософии,
имеющей содержанием отчуждение Бога из своего творения к самому себе в
человеческом духе. |
Немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Создал
спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил («потенций»),
которая затем трансформировалась в философию тождества. |
Немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном
его сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира предстает как
неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение» от
мира — через сострадание, аскетизм — достигается в состоянии, близком
буддийской нирване. |
Русский философ, мыслитель и публицист. Родоначальник
русской религиозной философии. Основные произведения — «Философические
письма» (1836), «Сочинения и письма». Высказал
мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и
национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею
предначертанной свыше исторической миссии. |
Французский философ, один из основоположников
позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию
между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а
только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции
человечества, определяющих развитие общества. |
Немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля,
затем (1839) подверг критике его философию идеализма, противопоставив
антропологический материализм. Основные сочинения: «К критике философии
Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии
будущего» (1843), «Сущность религии». |
Религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из
основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику со
металась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с
либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, свободу
слова, печати и др. Автор стихотворной трагедии «Ермак» (1832) и
«Дмитрий самозванец» (1833). |
Английский философ и экономист. Идеолог либерализма.
Основатель английского позитивизма, последователь О. Конта. В «Системе
логики» (т. 1–2, 1843) разработал индуктивную логику, которую трактовал
как общую методологию наук. В этике соединял принцип эгоизма
(утилитаризм) с альтруизмом. |
Датский теолог, философ, писатель. Противопоставлял
объективизму Гегеля субъективную («экзистенциальную») диалектику
личности, проходящей три стадии на пути к Богу эстетические, этические и
религиозные. |
Английский философ, главный представитель эволюционизма,
получившего во второй половине XIX века широкое распространение. Под
философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на
конкретных науках знание, достигшее универсальной общности, то есть
высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. |
Великий русский писатель-философ. Описывал
неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души, пограничные
ситуации, в которых личность терпит крах. В человеке заложен источник
самодвижения, жизни, различения добра и зла, а потому человек в любых
обстоятельствах всегда сам отвечает за свои поступки. |
Русский религиозный мыслитель, философ, православный
священник, объявленный в конце жизни еретиком. В сочинении «Философия
общего дела» (т. 1–2, 1906–1913), изданном учениками после его смерти,
Федоров предложил целую оригинальную неохристианскую систему —
космизм, — подчиненную идее «патрофикации» (воскрешение предков —
«отцов»), которая подразумевала воссоздание всех живших поколений, их
преображение и возвращение к Богу. |
Индийский мыслитель и религиозный реформатор. Популярную
форму веданты (Шанкары) объявил сверхфилософией, к которой сводятся все
религии мира. По Рамакришне, главное требование религиозной этики не
отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Оказал большое
влияние на идеологию индийского национального движения. |
Американский философ, логик, математик,
естествоиспытатель. Родоначальник прагматизма. Выдвинул принцип,
согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается
представлением о его возможных последствиях. Основатель семиотики —
науки о знаках. Выдвинул многие идеи и понятия современной
математической логики. |
Немецкий философ, представитель философии жизни. В
«Рождении трагедии из духа музыки» (1872) противопоставил два начала
бытия — «дионисийское» и «аполлоновское». В сочинениях, написанных в
жанре философско-художественной прозы, выступал с критикой культуры,
проповедовал имморализм («По ту сторону добра и зла», 1886). |
Русский религиозный философ, поэт, публицист. Философия
всеединства Соловьева представляет синтез идей западноевропейской и
восточной мысли. Пытался найти гармонию между космической и социальными
темами в концепции «всеединства» и учении о Софии, а в гносеологии — в
«цельном знании». |
Русский религиозный философ и литератор. Мыслил новое
религиозное мировоззрение как проявление «богочеловеческого процесса»,
как воплощение, ускорение божественного в человеке и человеческой
истории. Свою философию жизни Розанов пытался построить также на
обожествлении рода, семьи («Семья как религия», 1903), пола. |
Французский философ, представитель интуитивизма и
философии жизни. В 1927 году удостоен Нобелевской премии по литературе
как блестящий стилист. Основные сочинения — «О непосредственных данных
сознания» (1889), «Материя и память» (1896), «Творческая эволюция»
(1907), «Длительность и одновременность» (1922). |
Австрийский врач-психиатр и психолог, основатель
психоанализа. Центральной в учении Фрейда явилась теория
психосексуального развития индивида. Согласно Фрейду, основу
бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо),
обусловливающие большинство психических действий человека. |
Американский философ. Придал прагматизму типично
американские черты, соединив его с материализмом и бихевиоризмом.
Отрицал объективность истины, отождествлял ее с полезностью. Развил
концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории — лишь
инструменты приспособления к внешней среде. |
Индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и
общественный деятель. Последователь Рамакришны. Учение Вивекананды
способствовало освободительному движению в Индии. |
|