В разделе материалов: 5710 Показано материалов: 2431-2460
Христианский философ и римский государственный
деятель. Приближенный Теодориха, обвинен в заговоре против него, в
ожидании казни написал главное сочинение «Утешение Философией». Перевел
на латинский язык логические сочинения Аристотеля и Порфирия,
произведения Евклида, Никомаха. Боэций считается посредником между
древним миром и средневековьем, «последним римлянином и первым
схоластом». |
Крупнейший средневековый философ, виднейший
представитель западных «отцов церкви». Оказал большое влияние на всю
западноевропейскую жизнь средневековья, родоначальник христианской
философии истории («О граде Божьем»). Развил учение о предопределении. |
Индийский религиозный философ, реформатор индуизма.
Синтезировав все предшествующие ортодоксальные (то есть признающие
авторитет вед) системы, развил учение адвайта веданты. В своих
комментариях к «Брахма-сутре» дал новую интерпретацию учению веданты о
всеединстве. |
Философ, ирландец по происхождению, с начала 840-х
годов жил во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий
средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык «Ареопагитики»). В
главном сочинении «О разделении природы» выделял природу «творящую и не
сотворенную» (Бог), «сотворенную и творящую» (Божественные идеи),
«сотворенную и не творящую» (Бог как конечная цель мирового процесса). |
Философ, ученый-энциклопедист, один из главных
представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с
неоплатонизмом. Прозвище — Второй учитель (после Аристотеля). Жил в
Багдаде, Алеппо, Дамаске. |
Ученый, философ, врач, музыкант Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского
аристотелизма, отчасти неоплатонизма. |
Теолог и философ, представитель ранней схоластики
августиновского направления, церковный деятель. Вел борьбу за
независимость церкви против королей Англии. Развил так называемое
онтологическое доказательство бытия Бога из самого понятия Бога. |
Иранский теолог и философ ислама. Сначала был мистиком в
духе суфизма, оспаривал общезначимость закона причинности, затем стал
ярым противником философии («Опровержение философов») и вооснователем
ортодоксальной теологии («Воскрешение наук о вере»). |
Французский философ, теолог, поэт. Развил учение,
названное впоследствии концептуализмом. Разрабатывал схоластическую
диалектику (сочинение «Да и нет»). Рационалистическая направленность
Абеляра («понимаю, чтобы верить») вызвала протест ортодоксальных
церковных кругов; учение Абеляра было осуждено соборами 1121 и 1140
годов. |
Арабский философ и врач, представитель арабского
аристотелизма. В трактате «Опровержение опровержения» отверг отрицание
философии, с которым выступил Газали. Рационалистические идеи Ибн Рушда
оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе
(аверроизм). |
Философ и теолог, систематизатор схоластики на базе
христианского аристотелизма; доминиканец. Сформулировал пять
доказательств бытия Бога. Первый проводит четкую границу между верой и
знанием. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».
|
Английский философ-схоласт, логик и
церковно-политический писатель, главный представитель номинализма XIV
века. Согласно знаменитому принципу «бритвы Оккама», понятия, несводимые
к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. |
Философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель.
Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Исходя из идей
неоплатонической диалектики и немецкой мистики, развил учение об
абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного
«максимума» и бесконечного «минимума»). |
Итальянский политический мыслитель, историк («История
Флоренции», 1520–1525, писатель (комедия «Мандрагора», 1518). Видел
главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности,
преодолеть которую способна лишь сильная власть («Государь», 1513). Ради
упрочения государства считал допустимыми любые средства. |
Выдающийся гуманист эпохи Возрождения. «Вольтер XVI
века» (Дильтей); друг Томаса Мора, был связан с флорентийской академией
платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила
по вопросу реформации, стоял вне партий. |
Французский юрист, политик и философ, занимавшийся
проблемами морали, блестящий писатель и очеркист, по своему
мировоззрению ярко выраженный скептик. |
Итальянский философ-пантеист. Обвинен в ереси и сожжен
инквизицией в Риме. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую
космологию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и
бесчисленном множестве миров. |
Английский философ, родоначальник английского
материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. Основатель опытной науки
Нового времени. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью
науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу
научного метода — очищение разума от заблуждений, обращение к опыту и
обработка его посредством индукции, основа которой — эксперимент. Автор
утопии «Новая Атлантида». |
Итальянский философ, поэт, политический деятель.
Создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. В «Философии,
доказанной ощущениями» защищал натурфилософию Б. Толезио. Более 30 лет
провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике,
астрономии, медицине, в том числе «Город Солнца». |
Английский философ. Геометрия и механика для Гоббса —
идеальные образцы научного мышления. Природа — совокупность протяженных
тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением.
Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу
Левиафану, — результат договора между людьми, положившего конец
естественному состоянию «войны всех против всех». |
Французский философ, математик, физик и физиолог Декарта
называют «отцом новой философии», так как он является основателем
современного рационализма. В основе философии Декарта — дуализм души и
тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. |
Французский математик, физик, религиозный философ и
писатель. Сблизившись с представителями янсенизма, с 1655 года вел
полумонашеский образ жизни. Полемика с иезуитами отразилась в «Письмах к
провинциалу» (1656–1657) — шедевре французской сатирической прозы. |
Английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о
человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую теорию познания.
Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и
теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего
влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии. |
Нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, —
закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим
методом. Основные сочинения «Богословско-политический трактат» (1670),
«Этика» (1677). |
Немецкий философ, математик, физик, языковед. В духе
рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию
высшей категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и
математики («Новые опыты о человеческом разуме», 1704). |
Итальянский философ, историк и юрист. Основатель
философии истории и психологии народов. Ввел в историческую науку
компаративный метод и считал, что все народы развиваются параллельно,
проходя последовательно божественную, героическую и человеческую стадии.
|
Английский философ; епископ в Клойне (Ирландия). В
«Трактате о началах человеческого знания» (1710) утверждал, что внешний
мир не существует независимо от восприятий и мышления; бытие вещей
состоит в их воспринимаемости. Учение Беркли — один из источников
эмпириокритицизма, прагматизма, неопозитивизма. |
Французский просветитель, правовед, философ. Выступал
против абсолютизма. Стремился выявить причины возникновения того или
иного государственного строя, анализировал различные формы государства и
правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения
властей. |
Знаменитейший французский писатель и философ эпохи
французского Просвещения. Считал, что познание трансцендентного (на
пример, при решении вопроса о бессмертии души и свободе человеческой
воли) невозможно, и особенно рьяно боролся с церковью из-за ее
догматизма. |
Французский мыслитель и просветитель, врач. Первым во
Франции изложил систему механического материализма и сенсуализма. В
сочинении «Человек-машина» (1747) рассматривал человеческий организм как
самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. |
|