В категории материалов: 112 Показано материалов: 61-90
Несмотря на
интенсивное творчество,
Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и
музыкально-критической работе. В течение почти 12 лет он преподавал в
Московской
консерватории: вел курсы теории, гармонии, инструментовки и
сочинения.
|
В деревушке Нелагозевес, расположившейся
на берегу Влтавы, в семье трактирщика родился 8 сентября 1841 года один
из основоположников чешской национальной музыкальной классики - Антонин
Дворжак. Шести лет он пошел в сельскую школу. Церковный органист (кантор) научил его играть на
скрипке, а в девять лет Антонин уже играл в любительском оркестре. |
Жюль Эмиль Фредерик Массне
родился 12 мая 1842 года в местечке Монто около города Сент-Этьенн (департамент
Луара) в семье промышленника. Отец - Алексис - отличался
трезвостью воззрений на жизнь, деловитостью. Аделаида, мать, любила природу,
искусства, хорошо играла на фортепиано, увлекалась живописью, была
мечтательной и набожной. |
Эдвард Григ родился
15 июня 1843
года, он стал четвертым ребенком в большой дружной семье. Его
родители были
неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда
мать решила
обучать его музыке. Но, несмотря на то, что музыка занимала все
большее место в
жизни мальчика, он еще не мечтал сделаться профессиональным
музыкантом. |
Николай Андреевич
Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович,
происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в
армии и администрации, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при
Елизавете Петровне. |
Форе часто называют французским
Шуманом. Среди современных ему композиторов он с наибольшей тонкостью и пониманием
представлял камерную инструментальную музыку. Габриель Форе родился 12 мая 1845
года в Памье, департаменте Арьеж на юге Франции, в семье школьного
учителя математики и дочери капитана наполеоновской армии. Судьба не баловала
композитора- в семье он был шестым ребенком, и старшим было не до него.
|
С каждым годом имя чешского
композитора Леоша Яначека все чаще появляется на оперных и концертных афишах, и в
этом можно увидеть одно из самых важных проявлений справедливого
приговора истории. Яначеку было за пятьдесят, когда, ютясь в моравском захолустье
габсбургской Австро-Венгрии, он переходил от надежды к отчаянию, в который раз
перелистывая страницы своих партитур.
|
Анатолий Лядов родился 11 мая
1855 года в Петербурге. Вся жизнь Лядова связана с этим городом, с его
художественной средой. Выходец из семьи
профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Отличной школой для него
был Мариин-ский театр, в котором работал его отец, известный дирижер
русской оперы.
|
Сергей Иванович Танеев родился 25
ноября 1856 года во Владимире-на-Клязьме. Детство Сергея прошло в
высококультурной среде: богатая домашняя библиотека, обычай изъясняться с родными на
трех языках, литературные и музыкальные домашние вечера. Очень рано проявилась у него музыкальная
одаренность; безукоризненный слух, память, не по-детски устойчивое влечение к
музыке. Все эти качества выделяли его и в Московской консерватории. |
"Музыкальная драма должна
художественно отображать только жизненную правду", - считал Руджеро Леонкавалло Имя Руджеро Леонкавалло вошло в
историю итальянского музыкального театра как имя создателя оперного
шедевра
"Паяцы" и талантливого представителя нового
художественного направления - веризма. В конце XIX века это направление окончательноутвердилось в итальянской опере.
|
Джакомо Пуччини родился 22
декабря 1858 года в городе Лукка провинции Тоскана на севере Италии.
Пуччини -
потомственный интеллигент, сын и внук музыкантов. Еще прапрадед Джакомо,
живший в той
же Лукке в середине XVIII века, был известным церковным композитором и
дирижером кафедрального хора. С тех пор все Пуччини - подобно
Бахам - из поколения в поколение передавали понаследству профессию
композитора
и звание "музыканта республики Лукка". |
В городке
Виндишграц 13 марта
1860 года родился выдающийся австрийский композитор Гуго Вольф. Гуго,
четвертый ребенок в семье, своей музыкальной одаренностью пошел в отца,
неукротимым нравом и железной волей - в мать. В пять лет Гуго пошел в
четырехклассную
начальную школу. В этом же возрасте отец познакомил его с фортепианной
клавиатурой, с первой позицией скрипки. |
22 февраля Вольф
сообщает в
письме: "И сегодня я написал новую песню. Скажу Вам, божественная песня.
Совершено
божественно прекрасно!.. Мои щеки раскраснелись от волнения, как
расплавленное
железо, и это состояние вдохновения для меня - удивительная пытка,
отнюдь не
чистое счастье".
|
Густав Малер родился 7 июля 1860
года в небольшом местечке Калишт на границе между Чехией и Моравией. Он
оказался вторым ребенком в семье, а всего у него было тринадцать братьев и сестер,
из которых семеро умерли еще в раннем детстве. Бернгард Малер - отец мальчика -
был человеком властным и в небогатой семье крепко держал вожжи в своих руках.
|
Клод
Ашиль Дебюсси родился 22
августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен .Его родители - мелкие
буржуа -
любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства.
Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали
художественному развитию будущего композитора. Самыми яркими из них были
редкие посещения
оперы. |
В течение 1890-х годов Дебюсси
работал над своей единственной законченной оперой "Пеллеас и Мелизанда".
Композитор долго искал близкий ему сюжет и наконец остановился на драме бельгийского
писателя-символиста Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда". Сюжет этого
произведения привлек Дебюсси, по его словам, тем, что в нем "действующие лица не
рассуждают, а претерпевают жизнь и судьбу".
|
Он прошел
долгий,
блистательный и
трудный путь триумфатора. Слава окружала его с юных лет до конца жизни.
Яростные
дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшееся в свое время
необычайно смелым, лишь способствовали росту его популярности и влияния.
Его
называли Рихардом вторым, преемником Рихарда Вагнера на престоле
некоронованного главы
немецкой музыки. |
Вершиной
индивидуалистического
мятежа Штрауса явилась симфоническая поэма "Жизнь героя" (1898). В
роли героя открыто выступил сам Штраус. Своего рода продолжение
составила
созданная через 5 лет, в 1903 году, Домашняя симфония - картина мирной
семейной жизни самого композитора: счастье родителей (к тому времени у
четы Штраус
появился сын Франц), игры ребенка, колыбельная, отход ко сну, утреннее
пробуждение. |
Александр Тихонович Гречанинов
родился в Москве 25 октября 1864 года Он один из первых крупных русских
музыкантов, пришедших в искусство из городских "низов". По его собственным словам, он
впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет. Он сам подготовился к
поступлению в Московскую консерваторию. |
Александр Константинович Глазунов
родился в Петербурге 10 августа 1865 года в семье книгоиздателей. Мать композитора была
неплохой
пианисткой, брала уроки фортепьянной игры и теории музыки у лучших музыкантов
Петербурга. Отец играл на скрипке. Когда мальчику исполнилось восемь лет,
его начали обучать музыке. В детстве он увлекался итальянской оперой. |
Финляндия чтит Сибелиуса как
национального героя. Еще при жизни он удостоился на родине такого почета, каким,
вероятно, не пользовался ни один музыкант в мире. В небольшом городе Хяменлияна на
юге центральной части Финляндии, невдалеке от Хельсинки, 8 декабря 1865 года в
семье военного врача Христиана-Густава Сибелиуса родился сын. Его
назвали Йоган-Юлиус-Христиан,
впоследствии он стал известен под коротким именем Ян. |
Франц Легар, сын
военного
капельмейстера Франца Легара и его жены венгерки Христины Нейбрандт,
родился 30
апреля 1870 года в венгерском городке Комморне. Сюда забросила отца
кочевая
армейская жизнь. Рождение первенца не могло изменить ее уклада. |
Семья Скрябина принадлежала к
московской дворянской интеллигенции. Родителям не довелось, впрочем, сыграть
заметной роли в жизни и воспитании их гениального сына, родившегося 6 января 1872
года. Мать вскоре умерла от туберкулеза, а отец - адвокат - много времени занимался своими делами. |
Сергей Васильевич Рахманинов
родился 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. Первые уроки игры на фортепиано и
первые музыкальные занятия начались с четырехлетнего возраста и
проходили под руководством матери. |
Представителем наиболее
радикального течения в музыке своего времени был Арнольд Шенберг. Как создатель
современных принципов композиции он стал основателем так называемой новой венской школы. Его отличало
благородство мыслей, вкус и чутье в выборе созвучий, характерных и
пленительных, суровое и даже холодное мастерство, остроумие и тяга к лаконичности,
прямолинейности и ясности рядом с наивно романтическими настроениями. |
Равель родился 7 марта 1875 году
в городке Сибур, расположенном на Атлантическом побережье, на границе Франции и
Испании. Он был первенцем в семье Пьера-Жозефа Равеля и Марии Делуар Его отец,
выходец из Швейцарии, работал в то время в Испании, мать была из старинной
семьи басков. |
Метнер - необычное явление на
горизонте русской музыки, не имеющее связи ни с ее прошлым, ни с настоящим
"Едва ли можно назвать другого композитора, занимающего в семье русских музыкантов более
обособленное место", - писал музыкальный критик В.Г. Каратыгин Художник самобытной
индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не
примыкал ни к одному из музыкальных направлений, характерных для первой половины
XX века. |
Просто невероятно, что такая
жизненная сила заключалась в столь внешне хрупком существе, каким казался Бела
Барток. Хотя врачи запрещали ему заниматься музыкой, потому что игра на
фортепиано совершенно истощала его, все же он не отступился от профессии
музыканта. Он концертировал по всей Европе и Америке, но слава виртуоза-пианиста его не
прельщала. |
Николай Мясковский родился в
семье военного инженера 20 апреля 1881 года в крепости Новогеоргиевская близ
Варшавы. Детство он провел в постоянных разъездах - Оренбург, Казань, Нижний
Новгород. В 1893 году, после окончания двух классов реального училища, Николая
Мясковского, вслед за старшим братом Сергеем, определили в закрытое учебное
заведение - Нижегородский кадетский корпус. |
Игорь Стравинский - легендарная
фигура в музыке XX века. За долгую жизнь этому композитору удалось использовать
все достижения современной авангардной музыки. Русская народная песня, богатство
ее ритмико-мелодической структуры были для Стравинского источником создания
собственной мелодики фольклорного типа.
|
|