Платоновский мир — мир тружеников, мастеров, изобретателей. Ремесло рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до «сердца» любого устройства, окружено у Платонова редким уважением. Только у платоновского героя простой взгляд на паровоз вызывает растроганную радость, как в «детстве при первом чтении стихов Пушкина» (рассказ «В прекрасном и яростном мире»). У каждого героя, которого любит А. Платоно
...
Читать дальше »
|
Платонов - писатель, который сумел увидеть жизнь глазами человека нашего времени. Восхищает его честный и смелый взгляд, его умение видеть суть происходящих событий и чувствовать их страшные последствия. Тем более, что повесть писалась не по следам событий, а во время их — с декабря 1929 по апрель 1930 года. Название повести символично. Рабочие действительно заняты рытьем котлована. Но не под строительство обычного до
...
Читать дальше »
|
Основное чтение произведений писателя А.П. Платонова, я думаю, у меня впереди. Но мне и сейчас интересны его рассказы, нравится его «слово», привлекают мир и поступки его героев. Герой А. Платонова — человек, как любил говорить сам автор, гуманного сердца, в чем и «заключается все человеческое богатство». Убедил меня в этом герой рассказа «Юшка» Ефим Дмитриевич, хотя его никогда и никто так не называл. Незаметный человек,
...
Читать дальше »
|
Паустовский писал о себе: «Больше всего люблю писать о людях простых и безвестных — о ремесленниках, пастухах, паромщиках, сторожах и деревенских детях — своих закадычных друзьях...» Главный герой рассказа «Теплый хлеб» — деревенский мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя. Жил он в Бережках со своей бабкой. «Филька был молчаливый, недоверчивый. И любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Во время войны кавалеристы о
...
Читать дальше »
|
Поэт в России — больше чем поэт... Е. А. Евтушенко
В сборнике моих любимых поэтов как будто лежат закладки — я всегда открываю книгу на нужном месте. А иногда там действительно лежат закладки. Какая-нибудь милая мелочь: открытка, цветная нитка, засушенный листок... Это те страницы, вернее, те стихи, с которыми я встретилась так, будто всю жизнь ждала этой встречи, на которые откликнулось мое сердце. Я приш
...
Читать дальше »
|
Любой поэт рано или поздно задается вопросом о смысле творчества, о том, что есть поэзия — ремесло или способ существования человеческого духа? Когда читаешь лирику Бориса Пастернака, стихи захлестывают тебя, как ливень, и ты понимаешь, что поэт — неотъемлемая часть мироздания, голос Земли, ее лесов, лугов, птиц. Не случайно, когда Пастернаку захотелось дать определение поэзии, он взял его из окружающей жизни:
Это
...
Читать дальше »
|
Во всем мне хочется дойти До самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. Б. Л. Пастернак
Борис Леонидович Пастернак принадлежит к той потомственной русской интеллигенции, которая была горда «независимостью своих суждений». «Мы не притронемся ко времени, как и не трогали его никогда», — заявил Пастернак в одной из своих дореволюционных статей. Это «мы не притронемся ко времени» имело дл
...
Читать дальше »
|
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» не раз ставилась на сцене русского театра. Каждый из режиссеров и актеров хотел донести до зрителя свое понимание конфликта пьесы. О разных интерпретациях одних и тех же образов, об актерах, играющих в «Грозе», я хочу написать в этом сочинении. Размышляя над пьесой, нельзя не учитывать, что это драматургическое произведение, рассчитанное на сценическое воплощение. И как бы ни были много
...
Читать дальше »
|
Пьеса Александра Николаевича Островстого «Гроза» была написана в 1860 году, в период общественного подъема в России. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. Особое место среди персонажей пьесы занимает образ Катерины.
...
Читать дальше »
|
Действие пьесы «Бесприданница» развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы Дмитриевны Огудаловой (имя Лариса в переводе с греческого означает «чайка»). Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что Лариса — девушка умная, тонко и глубоко чувствующая, прямая и бесхитростная. Всей душой она полюбила барина Паратова, но тот поездил к Огудаловым месяца два да и скры
...
Читать дальше »
|
Главный конфликт пьесы «Бесприданница» определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег. Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исключительное значение придает Островский имущественному и общественному положению героев. Драматург указывае
...
Читать дальше »
|
Сюжет рассказа Д. Олдриджа «Последний дюйм» прост. Летчик Бен на стареньком самолете летит на берег Акульей бухты, чтобы снять фильм об акулах. Он берет с собой десятилетнего сына Деви, с которым не находит взаимопонимания. Сначала все шло хорошо. Сын сидел на берегу, Бен работал под водой. Но он случайно испачкался кровью от приманки, и акулы напали на него. Страшные резцы искалечили его правую руку и, словно бритвой
...
Читать дальше »
|
Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило. Н. А. Некрасов
1856 году вышел из печати сборник Н. А. Некрасова, где было опубликовано его программное стихотворение «Поэт и гражданин». Стихотворение появилось в момент обострения обществен¬ной борьбы России в канун 60-х годов. Некрасов раскрыл в нем свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта: быть гражданином, верным сыном своей родины и народа.
...
Читать дальше »
|
Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна... Да, только здесь могу я быть поэтом! Н. А. Некрасов
Демократическое движение в России в середине XIX века породило и «третьего», после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта — Н. А Некрасова. Личность Некрасова крайне сложна. Мемуаристы отмечают, что он был «кающимся дворянином», то есть испытывавши
...
Читать дальше »
|
Однако же речь о крестьянке Затеяли мы, чтоб сказать, Что тип величавой славянки Возможно и ныне сыскать. Н.А.Некрасов Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Всем сердцем он переживал крестьянское горе, и картинами этого горя полны его произведения. Особенно сильно взволновала поэта судьба русской крестьянки. Ты вся — воплощенный испуг, Ты вся — вековая истома! —
...
Читать дальше »
|
Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора. Н. А. Некрасов
О, как убийственно мы любим... Ф.И. Тютчев
Он был человек высокого благородства души», — сказал о Некрасове Н. Г. Чернышевский. Эти слова вспоминаются, когда читаешь некрасовские стихотворения о любви, оставляющие неизгладимый след в душе. Новатор в поэзии, Некрасов открыл новые страницы и в русской любовной л
...
Читать дальше »
|
И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед. М.И.Цветаева
Вечная тема лирики — любовь — проходит через все творчество Маяковского, начиная с его ранних стихов и кончая последним незавершенным стихотворением «Неоконченное». В поэме «Облако в штанах» Маяковский рассказывает о своей первой любви. Читатель ощущает сложность переживаний лирического героя, безмерн
...
Читать дальше »
|
Мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. В.В.Маяковский Владимира Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед собой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному переустройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», — писал поэт. Но он никогда не чуждался темы любви. Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно тра
...
Читать дальше »
|
Гибель поэта Федерико Гарсиа Лорка, расстрелянного 19 августа 1936 года неподалеку от Гранады, стала не только прологом испанской трагедии, но и подтверждением того, что настоящий поэт всегда опасен диктатуре, даже если в своих стихах он не призывает сбросить власть. Достаточно и того, что поэзия — это выражение истинного духа народа. Настоящая поэзия — всегда «канте хондо» («глубинное пение», один из видов музыкально-пес
...
Читать дальше »
|
С рассказами Джека Лондона, с его мужественными и волевыми героями, я познакомился еще в пятом классе. А потом узнал, какой трудной была жизнь самого писателя: первые его воспоминания о детстве — это вечное чувство голода и необыкновенная жажда чтения. После смерти отца Джек остался единственным кормильцем в семье. Нужда заставляла браться за любую работу. Мальчиком он работал на консервном заводе по 12—14 часов в ден
...
Читать дальше »
|
Ломоносов был не только гениальным ученым, но и талантливым писателем и поэтом. «Он доказал собой, что... русский способен ко всему великому и прекрасному», — писал о нем В. Г. Белинский. Ломоносов воплотил в себе бурную энергию и созидательную силу и волю великого русского народа, настойчиво преодолевавшего историческую отсталость своей страны. Он видел нужду и горе народа, его дикость, темноту и отсталость, но ему казал
...
Читать дальше »
|
Его ясный ум, полный беспокойного желания все понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его. А.И.Герцин
Рассказывая о М. В. Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый». А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Современному ученому трудно себе представить
...
Читать дальше »
|
В 850 году появилась повесть И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека», и с тех пор определение «лишний человек» стали относить к литературным героям первой половины XIX века, прежде всего к Онегину и Печорину. В гениальной поэме Н. А. Некрасова «Рыцарь на час» читаем: Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано. Это тоже о них, людях, ставших лишними в родной стране. Кто виноват в трагедии таких людей? А.
...
Читать дальше »
|
В романе «Герой нашего времени», как и в стихотворении «Дума», поставлена очень важная проблема: почему образованные, мыслящие, энергичные люди не находят применения своим силам и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? Прошли годы высокого подъема общественной мысли. Правительство жестоко расправилось с людьми, посмевшими выступить против рабства и насилия. Всюду, насколько хватало глаз, медленно текла, по выр
...
Читать дальше »
|
В предисловии «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее историй целого народа...» Вот рассказать эту «историю души человеческой» и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание прежде всего обращено на то, чтобы раскрыть сложный и противоречивый характер главного героя. Такая идейная задача и определила своеобразное пос
...
Читать дальше »
|
Все пять повестей романа («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») объединены фигурой главного героя — Печорина, «человека сильной воли, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги». Для того чтобы полнее показать личность Печорина, осудить его крайний индивидуализм и эгоизм, отчетливо обозначить характер, Лермонтов сталкивает своего героя с самыми разными людьми. Один из тех, с кем сводит
...
Читать дальше »
|
Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страданий» и «грустной думой» о 30-х годах XIX века. Эту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Мрачное время порождало мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет его во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей. Женские образы в романе оттеняют холодно
...
Читать дальше »
|
Русских поэтов всегда волновали думы о своем предназначении, месте в жизни страны. По мнению Пушкина, только тот, кто всегда душой, стремлениями со своим народом, может оправдать свое назначение поэта: правдивым поэтическим словом пробуждать в человеке высокие чувства. «Глаголом, жги сердца людей» — вот что должен помнить истинный поэт-гражданин. Когда равнодушие нового поколения к общественной жизни, безучастность ст
...
Читать дальше »
|
Лермонтов является продолжателем традиций А. С. Пушкина. Но М. Ю. Лермонтов принадлежал уже к другому поколению. Он вырос и определился как человек и поэт в тяжелые годы, наступившие после разгрома восстания декабристов, и это наложило печать на его творчество. Если во времена Пушкина жизнь кипела, все жили надеждой на счастливые перемены, то в 30-е годы она замерла, а лучшие сыны отечества горестно вспоминали трагические
...
Читать дальше »
|
Кто не помнит знаменитых пушкинских слов: «В мой жестокий век восславил я свободу!» Это было написано в середине 30-х годов XIX века. Но истинно «жестокий век» наступил в России после 1825 года и продолжался три десятилетия. Царствование Николая I сопровождалось виселицами и ссылками на каторгу. Вся страна была превращена в грандиозную военную казарму. Свирепствовала цензура, под запретом оказались слова «свобода» и «воль
...
Читать дальше »
|
Любовь к родине — тема многих стихотворении поэта («Жалоба турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана» и т. д.). Чувство родины, родной земли никогда не покидало его. Уже в 1830 году в стихотворении «Булевар» он противопоставляет народ светской черни. С того же времени начинается его увлечение русскими народными песнями, в которых, по его словам, «верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». В с
...
Читать дальше »
|
Лермонтовское время, то есть 30-е годы ХIХ века, называют «тихим житьем», «смирным временем». Покорность и смирение снаружи и глухая удушливая неподвижность изнутри являлись страшными признаками эпохи. Правительство, напуганное выступлением декабристов, жестоко преследовало даже легкий намек на инакомыслие, слова «свобода» и «вольность» стали крамольными. Своей поэзией, беспокойной и мятежной, Лермонтов борется за человек
...
Читать дальше »
|
В своем произведении Лермонтов обращается к XVI веку, ко времени неограниченной власти царя Ивана Грозного. Тема чести и достоинства — главная в поэме. Она раскрывается на примере двух главных героев: царского опричника Кирибеевича и купца Калашникова. Кирибеевич — любимый опричник царя, «удалой боец, буйный молодец». Опричник способен чувствовать красоту, восхищаться ею и в результате оказывается у нее в плену. Ч
...
Читать дальше »
|
Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема любви. Писатель подарил нам три повести, объединенных этой прекрасной темой, — «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». Разные грани этого чувства показал Куприн в каждом из своих произведений, но неизменно одно: любовь освещает необычайным светом жизнь его героев, становится самым ярким, неповторимым событием жизни, подарком судьбы. Именно в любви раскрываются
...
Читать дальше »
|
Любовь у Куприна — бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую сказано «сильна, как смерть», — любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение вовсе не труд, а радость. «Гранатовый браслет» — это гимн чистой и бескорыстной любви. Один из героев повести так говорит о любви: «Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Безнадежная любовь маленького чиновни
...
Читать дальше »
|
Любовь... Что она? Где она? Есть ли она? Реален ли образ Желткова?.. Такие вопросы возникли у меня после прочтения повести «Гранатовый браслет». Ответить на эти вопросы очень трудно, потому что любые возможные ответы на эти вопросы правильны и одновременно неверны. Нельзя доказать человеку, уверенному в том, что любви нет, обратное. От любви не утаишь ничего: она высвечивает либо истинное благородство души человеческо
...
Читать дальше »
|
Иван Андреевич Крылов был одаренным человеком. Он сочинял пьесы для театра, писал стихи, переводил басни. Однажды он показал свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву. Дмитриев был в восторге от басен Крылова: «Это ваш род, вы нашли его», — сказал он и отправил басни в журнал, где они были напечатаны в 1806 году. Крылов все чаще думал о том, что Дмитриев прав. Как много правды о жизни, о людях можн
...
Читать дальше »
|
Франц Кафка европейский писатель начала XX Века, поистине был человеком мира: еврей по происхождению, пражанин по месту рождения и жительства, немецкий писатель по языку и австрийский — по культурной традиции. Казалось бы, такой человек должен постоянно чувствовать свое единение со всем человечеством. Однако он жил в условиях тотального кризиса в Европе, в обстановке распада всех общественных ценностей. Кроме того, Кафка
...
Читать дальше »
|
Кафка — один из отцов модернизма, а в модернистских произведениях очень важен подтекст. Что же хочет донести до нас писатель, рассказывая о превращении своего героя в некое насекомое? Пониманию новеллы очень может помочь знание биографии его автора. Кафка — одна из наиболее трагических и противоречивых фигур в литературе XX столетия. Окружающий мир виделся ему как абсурдный, и человек, по мысли Кафки, бессилен перед этой
...
Читать дальше »
|
XIX - в начале в искусстве происходит глобальный переворот, связанный с поиском новых форм изображения человека и мира. Опираясь на достижение психологической прозы XIX столетия, писатели все больше углубляются во внутренний мир человека. Особое место в литературе XX столетия занимает показ психологии героев, попытка изобразить сложность и текучесть психологического процесса. Творческой манере А. Камю присуща утонченн
...
Читать дальше »
|
Есенин был поэтом, у которого «в сердце светит Русь». «Моя лирика, — говорил он, — жива одной большой любовью — любовью к родине». Слово «родина» Есенин мог бы писать с одинаковым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константинове — это была вся Русь. Есенин пропел свои лучшие и задушевные
...
Читать дальше »
|
Что для Есенина любовь? Вдохновение и отчаяние, страдание и радость, надежда и неверие, одним словом — жизнь. Не будь любви, разве могли бы появиться его удивительные стихи, покоряющие не одно поколение. Вся жизнь Есенина — бурный любовный роман, о котором он просто сказал: «Что касается остальных автобиографических сведений — они в моих стихах». В поэзии Есенина юношеского периода при всей ее предельной искреннос
...
Читать дальше »
|
Россия! Кто ты? Марево иль путь? Куда же мне, куда теперь идти? С.А. Есенин В общении из крестьянской семьи, Есенин глубоко впитал в себя атмосферу родного края и отразил ее в своих стихах: Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной... В общении с природой, со всем, что его окружало, поэт переживал то радость, то горечь, то сожаление, то успокоение, т
...
Читать дальше »
|
Главный герой романа «Преступление и наказание», бедный студент Родион Раскольников, убежден, что весь род человеческий делится на две неравные части. В своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорит, что «люди, по закону природы, делятся на два разряда: на низших (обыкновенных), так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и на собственно людей, то есть имеющих дар или тал
...
Читать дальше »
|
Русская литература XIX века создала своеобразную энциклопедию любви. Кажется, она рассказала о любви все: любовь разделенная и безответная, любовь-увлечение, любовь-привязанность, любовь-страсть... О любви-страдании, любви-борьбе и любви-спасении поведал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». И не только об этом. Встретились два человека, уже сформировавшихся, со сложившимися характерами и твердыми убе
...
Читать дальше »
|
Роман Достоевского не случайно назван «Преступление и наказание», хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием. Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести. Достоевский убеждает нас в том, что любой поступок ведет за собой какие-то другие, иногда неожиданные действия. Такой груз неожиданных последствий нес
...
Читать дальше »
|
Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героя на протяжении всего действия. И вс
...
Читать дальше »
|
По улицам Петербурга идет молодой человек. Высокий, стройный, он «замечательно хорош собой», но лицо молодого человека изможденное, измученное, одежда смята и изношенна. Затравленный, отрешенный взгляд... Это Родион Романович Раскольников идет «делать явку» с повинной. Он преступник, убийца. На его совести жизни двух беззащитных женщин. Как, почему это случилось? Много вопросов рождает роман Ф. М. Достоевского «Престу
...
Читать дальше »
|
Одной из особенностей романа Достоевского является то, что каждый персонаж в нем имеет свой голос, свою правду, свою философию. Достоевский дает высказаться всем, никого не отбрасывая. В центре романа — идея Раскольникова о сильной личности, имеющей право ради высокой миссии переступать через моральные устои общества. Эта идея, как в зеркале, отражается в других персонажах, как бы опробуется на них. Такими двойниками (то
...
Читать дальше »
|
Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» — это воплощение вечного смирения и страдания женской души, с ее состраданием к близким, любовью к людям и безграничным самопожертвованием. Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок. Мы понимаем, что ее решение — неизбежный, неумолимый резуль
...
Читать дальше »
|
|