В категории материалов: 178 Показано материалов: 141-175
XX столетие
не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего
технические), но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. Уже
в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных истин» Нового
времени. |
Вальтер
Гропиус (1883—1969) родился в Берлине в семье потомственных архитекторов. С
1903 по 1907 г. он изучал архитектуру сначала в Высшей технической школе в
Берлине, а затем в Мюнхене. В 1908—1910 гг. |
Один из ведущих архитекторов Германии и США, создатель
международного стиля в зодчестве XX в. Людвиг Мис ван дер Роэ родился в Ахене
в семье мастера-каменщика. С четырнадцати лет Мис начал помогать отцу, затем учился
в местном ремесленном училище, работал резчиком по штукатурке,
чертёжником-рисовальщиком. |
Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере) родился в Ла-Шо-де-Фон,
в Швейцарии. Шарль Жаннере вначале избрал традиционную семейную профессию
часовщика-гравёра, однако вскоре увлёкся архитектурой. |
Фрэнк Ллойд Райт родился в посёлке Ричленд-Сентер (штат
Висконсин, США). Отец его был священником и музыкантом, мать — учительницей.
Семья была не слишком обеспеченной, но мать мечтала вырастить из сына
великого архитектора, а потому с раннего детства все его игры и книги служили
этой цели. |
Соломон Р. Гуггенхейм
(1861 — 1949), известный американский промышленник, учредил в 1937 г. фонд
поддержки современного искусства. С 1960 г. приобретённые фондом Гуггенхейма
произведения выставлены в одноимённом музее, который расположен в Нью-Йорке
на Пятой авеню (недалеко от музея Метрополитен). |
К 1945 г.
мировым лидером авангарда в архитектуре являлись США, куда в 20—30-х гг.
эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, в том числе
Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. |
Скульптура
XX столетия активно участвует в общем художественном процессе, однако именно
в этом виде искусства наиболее прочно и органично сохраняется классическая
традиция. |
Первым
художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм.
Его название произошло от французского слова fauve — «дикие», а появилось оно
после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре
Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие
художники. |
Анри Матисс родился в городке Като-Камбрези на севере
Франции. Его отец, торговец зерном и владелец лавки, мечтал видеть сына
адвокатом. В 1888 г. Матисс благополучно выдержал экзамен на факультете права
в Париже и, вернувшись на родину, поступил в адвокатскую контору. Но вскоре
он увлёкся живописью. |
Парижская
школа — не направление, не метод и не стиль. Так называют многочисленную
группу художников со всех концов света, устремившихся в Париж в начале XX в.
Именно Париж помог каждому из них обрести творческое лицо. |
В истории
искусств термин экспрессионизм (от лат. expressio — «выражение») применим к
широкому кругу явлений. И всё же как определённое течение в изобразительном
искусстве экспрессионизм объединяет прежде всего творчество группы художников,
работавших в Германии перед Первой мировой войной. |
Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к
главным художественным течениям XX в. — экспрессионизму, кубизму,
сюрреализму, абстракционизму. Но в то же время можно утверждать, что оно не
принадлежало целиком ни к одному из них. |
К началу XX
столетия — времени рождения кубизма — мастера предыдущего поколения уже
сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. |
История искусства знает не так уж много мастеров, которые
при жизни были признаны классиками. В XX в. это, безусловно, Пабло Пикассо. |
Новые
течения в искусстве нередко заявляют о своём появлении публикацией
художественных программ и, как правило, всячески ниспровергают предшествующие
«открытия». |
Кружок
живописцев-метафизиков возник в Италии в годы Первой мировой войны.
Основатель и наиболее яркая фигура этого течения — Джорджо Де Кирико (1888—
1978). В 1910 г. он впервые назвал свою картину «Тайна осеннего вечера»
метафизической. |
Представители
неопластицизма придерживались не многих принципов: в их живописных
произведениях линии пересекаются перпендикулярно, палитра ограничивается
красным, синим и жёлтым, т. е. тремя чистыми основными цветами (допускаются
также белый, чёрный и серый). |
Странное
слово «дада» дало название одному из этапов европейской культуры (правда,
иногда дадаизм именуют контркультурой, или антикультурой). Существуют разные
варианты его толкования. |
Слово
сюрреализм уже давно превратилось в
общеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое,
удивительное, фантастическое, оторванное от реальности. Что же касается
сюрреализма как художественного направления, то начало ему положил «Манифест
сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924 г. |
Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы
такое количество мифов, как о Дали. |
«Самым красивым пером на шляпе сюрреализма» назвал
испанского художника Хоана Миро основатель течения Андре Бретон. |
Абстрактный
экспрессионизм сформировался на
Американском континенте. С началом Второй мировой войны в США эмигрировали
многие звёзды европейского авангарда (Пит Мондриан, Макс Эрнст, Андре Бретон,
Сальвадор Дали и др.), что не могло не отразиться на общей художественной
обстановке. |
Термин
«поп-арт» {англ. pop art, сокращение от popular art — «популярное,
общедоступное искусство»), как и само направление, родился в кругу английских
художников «Независимой группы» Института современного искусства в Лондоне в
середине 50-х гг. XX столетия. |
На выставке гиперреалистов
(греческая приставка «гипер-» означает «сверх») зритель может растеряться:
написанные краской картины выглядят точь-в-точь как фотографии большого
формата. |
Концептуализм
(от лат. conceсерtus — «мысль», «представление») возник в середине 60-х гг.
XX в. одновременно в Англии и США и очень скоро сделался ведущим направлением
современного искусства. |
В развитии
русской художественной культуры XX столетия чётко выделяются два периода — от
начала века до 30-х гг. и 30—80-е гг. Первые два десятилетия XX в. — время
расцвета русского искусства, особенно живописи и архитектуры. |
После 1917
г. искусство скульптуры в России приобрело особое общественно-политическое
значение. Советская пропаганда стремилась создать образ современности как
героической эпохи, сказки, которая на глазах становится былью. Памятники, монументы
играли ключевую роль в советской скульптуре. |
Творческая манера Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
своеобразна и в то же время тесно связана с традициями европейской и русской
живописи. В его картинах, одухотворённых и полных тонкой изысканности, сложно
переплелись впечатления от древнерусских икон и полотен итальянского Возрождения, русского модерна и
французского фовизма. |
«Бубновый
валет» — это название выставки, состоявшейся в Москве в марте — апреле 1910
г. и давшей начало одноимённому художественному объединению. Ядро экспозиции
составляли работы М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, И.
И. Машкова, А. В. Лентулова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька — мастеров яркого
дарования, чьи творческие позиции далеко не во всём совпадали друг с другом. |
Выставка
«Ослиный хвост» (1912 г.), организованная лидерами русского примитивизма М.
Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, многим казалась вызовом не только
консервативно настроенной публике, но и объединению «Бубновый валет». |
Творчество Марка Шагала, охватывающее почти всё XX
столетие, стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской
живописи. Он принадлежит к тому редкому типу мастеров, которые, имея ярко
выраженные национальные корни, удивительно естественно чувствуют себя в любой
культурной среде, с лёгкостью осваивают традиции разных стран, эпох и стилей,
сохраняя при этом свой неповторимый почерк. |
Творчество Василия Васильевича Кандинского — уникальное
явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику,
наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной
интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать
первые абстрактные композиции. |
Павел Николаевич Филонов — основоположник особого
направления в живописи XX в., названного им «аналитическое искусство». Он
прошёл довольно сложный путь обучения — в 1901 г. окончил малярно-живописную
мастерскую в Петербурге, в 1903—1908 гг. занимался в школе Общества поощрения
художеств и в частной мастерской, а в 1908— 1910 гг. посещал как
вольнослушатель Академию художеств, но, не доучившись, ушёл оттуда. |
Как и многие крупные мастера авангарда, Казимир
Северинович Малевич не получил систематического художественного образования.
Сначала он занимался в художественной школе в родном Киеве, с 1904 г. — в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в частной школе, но
нигде не задерживался надолго. |
|