В категории материалов: 178 Показано материалов: 36-70
Палладианство — это стиль,
который был создан на основе знаний, полученных из книг и путешествий. В
поисках образцов для своих сооружений английские палладианцы обратились к
Италии. |
В середине XVIII столетия в
Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, и в Риме
побывали все крупнейшие представители английского неоклассицизма. |
Примерно в середине XVIII в.
одновременно с сооружениями неоклассицизма в Англии появились постройки, в
которых использовались мотивы готической архитектуры: стрельчатые арки,
высокие крыши с крутыми скатами, витражи. Этот период увлечения готикой,
который принято называть «готическим Возрождением», продолжался вплоть до
начала XX столетия. |
До XVIII в. в Англии не было
мастеров, которых можно поставить в один ряд с ведущими живописцами Европы.
Однако в XVI—XVII вв. здесь работали два выдающихся художника — немец Ханс
Хольбейн Младший и фламандец Антонис ван Дейк Их влияние во многом определило
неповторимый путь английской живописи в XVIII столетии. |
Портретист Джошуа Рейнолдс был первым среди английских
мастеров, кто учился в Италии, путешествовал по Голландии, Фландрии, Германии
и Франции. Блестящее художественное образование, превосходное знание основных
направлений современного искусства позволили ему свободно соединить в своём
творчестве черты разных стилей. |
«Если бы наша нация произвела достаточно талантов, чтобы
мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо
перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы». |
Английское
декоративно-прикладное искусство получило в XVIII в. общеевропейское
признание. Прежде всего это относится к изготовлению посуды и мебели. |
В XVIII в. Германия
оставалась раздробленной на множество мелких королевств, герцогств и
княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни (в ряде земель
сохранялось крепостное право) не способствовали развитию страны. |
Творчество Адама Эльсхеймера
(1578—1610), безусловно, самое яркое явление в немецкой живописи XVII в., хотя его работы очень легко обвинить в эклектизме
— механическом соединении черт разных стилей. |
На рубеже XVII и XVIII вв. в
России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в
западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые
столетия, то в России он произошёл стремительно—в течение жизни одного
поколения. |
В конце XVII в. в московской
архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные традиции,
черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. |
Во времена Елизаветы Петровны в русской архитектуре
расцвёл стиль барокко. Его главным представителем был итальянец по
происхождению Франческо Бартоломео Растрелли, получивший в России более
привычное для русского уха имя Варфоломей Варфоломеевич. |
Русское искусство во второй
половине XVIII в. развивалось уже параллельно европейскому, в котором к тому
времени утвердился новый стиль — неоклассицизм. Но поскольку в отличие от
стран Западной Европы Россия обратилась к культурному наследию античности и
эпохи Возрождения впервые, русский неоклассицизм XVIII в. обычно называют
просто классицизмом. |
Давно закончилась Петровская
эпоха, когда все лучшие русские архитекторы возводили новую столицу —
Петербург. С середины XVIII в. и особенно во второй его половине вновь стала
строиться и перестраиваться Москва. Здесь, в древней русской столице,
вырастали особняки и дворцы, церкви и общественные здания — больницы и
университеты. |
В первой половине XVIII в.
скульптура, не имевшая в России давних традиций, развивалась медленнее других
видов изобразительного искусства. Все крупнейшие скульпторы того времени были
иностранцами. |
По воспоминаниям современников, в России в то время любые
изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по
обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. |
Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII
столетия был Фёдор Степанович Рокотов, сын крепостного, окончивший Академию
художеств. |
Одновременно с Рокотовым работал Дмитрий Григорьевич
Левицкий, писавший самые разные портреты: парадные, камерные, костюмированные, детские, семейные и
т. д. |
Владимир Лукич Боровиковский был родом из малороссийского
городка Миргорода (Украина). Начинал он как иконописец. Боровиковский не
учился в Академии художеств, но пользовался советами и покровительством
своего земляка Левицкого. |
Историю XIX в. открывает не календарный
1801 г., а 1789-й. Великая Французская революция (1789— 1799 гг.),
уничтожившая монархию и установившая республику, надолго определила пути
развития европейской культуры. Вместе с башнями Бастилии рухнул старый
порядок; казалось, что должно возникнуть новое общество — царство Свободы,
Равенства и Братства. |
В годы Великой Французской революции во Франции не
построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных
построек, как правило деревянных, которые, конечно, просуществовали очень
недолго. |
Крупнейшим центром зодчества
в Германии в первой половине XIX в. был Берлин. Развитие немецкой
архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух
мастеров — К. Ф. Шинкеля и Ф. К. Л. фон Кленце. |
Европейская скульптура в
начале 19 века пережила краткий период расцвета. Но уже в 20-х гг. он
сменился упадком и застоем. Господствующим и наиболее плодотворным стилем
оставался неоклассицизм. |
Антонио Канова — виднейший представитель итальянского
изобразительного искусства XIX столетия. Сын каменотёса из городка Поссаньо,
принадлежавшего Венецианской республике, Канова в 1768 г. поступил в
скульптурную мастерскую в Венеции. |
Датский скульптор Бертель (Альберт) Торвальдсен родился в
Копенгагене в семье резчика по дереву, исландца по происхождению. С
одиннадцати лет он обучался в датской Академии художеств. В 1793 г. молодой
скульптор был отмечен Большой золотой медалью, что дало ему право на
заграничную стажировку. |
Иоганн Готфрид фон Шадов, немецкий скульптор, учился в
Берлине; посещал Дрезден, Вену, Флоренцию и Рим, где познакомился с Антонио Кановой;
путешествовал по Швеции, Дании и России. С 1788 г. он руководил скульптурной мастерской
в Берлине при дворе прусского короля, в 1815 г. возглавил берлинскую Академию
художеств. |
В первой
половины XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в
искусстве Западной Европы. Два первооткрывателя новой живописной культуры —
англичанин Джон Констебл и испанец Франсиско Гойя, — не получив признания на
родине, нашли учеников и последователей именно во Франции. |
Жан Огюст Доминик Энгр был приверженцем классических
идеалов — и при этом художником глубоко самобытным, чуждым всякой фальши,
скуки и рутины. |
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812
г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился выставить
в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»
(«Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г.). |
20-е гг. XIX в. были для Франции временем становления
романтического искусства. Молодые художники объявили своим учителям настоящую
войну. Историки назвали их выступление «романтической битвой», а её героем
стал живописец Эжен Фердинанд Виктор Делакруа. |
Германия в
начале XIX в. переживала общественно-политический подъём, Сопротивление
завоеваниям Наполеона и освободительная война 1813 г. сделали немецкий
патриотизм всеобщим, а подданные трёхсот немецких карликовых государств
осознали себя единым народом. |
Наблюдательный и глубокий мастер-пейзажист, Каспар Давид
Фридрих принципиально не подписывал своих работ и не датировал их: он считал
себя лишь соавтором вечной Природы. |
Новой чертой
культурной жизни Европы в XIX в. стало появление групп художников, связанных
общими взглядами на искусство. Едва ли не первым таким объединением был «Союз
Святого Луки» (нем. Lukasbund), который основали в 1809 г. студенты Венской
академии художеств Фридрих Иоганн Овербек (1789-1869) и Франц Пфорр
(1788—1812). |
Бидермейер — стиль в искусстве Германии и Австрии, который развивался
в 10— 40-х гг. XIX в. Название ему дали пародийные юмористические стихи Л. Эйхродта
и А. Куссмауля, публиковавшиеся в 1855—1857 гг. в одном из мюнхенских
журналов. |
В английской
живописи академическая школа, основы которой были заложены в XVIII столетии
первым президентом Королевской академии искусств Джошуа Рейнолдсом, сохраняла
главенствующее положение в течение всей первой половины XIX в. |
|