Чернышевский
указывал, что особенностью реализма Толстого является изображение им
внутреннего психологического процесса человеческой жизни, «диалектика души»
человека. Толстой большое внимание
...
Читать дальше »
|
Почему
Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Льва
Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А. Шерер
Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали
отвращение. Если Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то
Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравших ся. Андрей
отли
...
Читать дальше »
|
Толстой
думал над написанием произведения о декабристах. Поэтому эта тема находит
отражение и в «Войне и мире». Толстой хотел проследить, каким образом, при
каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из аристократической
среды в эпоху войн 1805—1812 годов та совесть и то высокое понимание чести и
долга, которые провели его к отрицанию той среды, где он родился, а пот
...
Читать дальше »
|
Высшие
духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с
миром, — вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе
«Война и мир» Л. Н. Толстой на примере Пьера Безухова показывает человека,
который ищет истину и делает это не умом, а сердцем. На мой взгляд, писатель не
случайно обращается в своем произведении к 1812 году. События
...
Читать дальше »
|
Время
действия романа Толстого «Война и мир» — одна из самых значительных эпох в
истории России. Но эта конкретно-историческая тема не стоит в романе отдельно,
она поднята до уровня общечеловеческого значения. «Война и мир» начинается со
сцен, рисующих высшее дворянское общество. Толстой воспроизводит его облик и
историческое развитие на протяжении жизни трех поколений. Воссо
...
Читать дальше »
|
Тема
отцов и детей, тема смены поколений, является традиционной для русской литературы:
И. С. Тургенев - «Отцы и дети», А. П. Чехов — «Вишневый сад», М.Е.Салтыков-Щедрин
— «Господа Головлевы», И. А. Гончаров — «Обыкновенная история». Л.Н.Толстой
тоже не является исключением. В центре романа три семьи: Курагины, Ростовы,
Болконские.
...
Читать дальше »
|
Л.
Н. Толстой является великим реалистом. Из-под его пера вышла новая форма
исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями,
показан быт помещичьей России и мир аристократического общества, описаны
различные слои дворянства. Представителями передового, мыслящего дворянства являются
Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относитс
...
Читать дальше »
|
Эпопея
«Война и мир» выросла из замысла Толстого написать роман «Декабристы».
Толстой
начинал писать свое произведение, оставлял его, снова возвращался к нему, пока
в центре его внимания не оказалась Великая ф
...
Читать дальше »
|
В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой
говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях
народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе
значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского
национального характера.
...
Читать дальше »
|
Мы
впервые встречаемся с Николаем в доме Ростовых на именинах графини и ее дочери
Наташи. В то время как хозяйка разговаривает с гостьей Анной Михайловной, в комнату
вбегает Наташа, а за ней появляются Борис, Николай, Соня и маленький Петруша.
Все они «старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми
дышала каждая их черта». Ну разве можно остаться равнодуш
...
Читать дальше »
|
Молодого
Пьера Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в
качестве явного нарушителя как общественного спокойствия, так и плавного
течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный взгляд.
Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак внушает Анне Павловне
беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой
...
Читать дальше »
|
В романе «Война и мир» Толстой рисует мастерски и убедительно несколько типов
женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа становится в
эпилоге романа «плодовитой самкой», средоточием материнских жизненных энергий.
Красивая, развращенная и экзотически глупая княгиня Элен Курагина, воплотившая
в себе все достоинства и недостатки столичного общества, княгиня Друбецк
...
Читать дальше »
|
Роман
Л. Н. Толстого «Война и мир» — один из самых «густонаселенных романов»,
известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе,
подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических
персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вслед за
Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого существова
...
Читать дальше »
|
В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе
Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только
в теме следует видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге
Толстого также и с образами Ростовых, Курагиных, сюжетом «Эпилога», но и особый
библейский отсвет. Тема Бога Отца и Бога Сына с особой силой звучит в
...
Читать дальше »
|
Наташа
Ростова — центральный женский персонаж романа «Война и мир» и, пожалуй, самый
любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем,
с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысяч
страниц романа.
...
Читать дальше »
|
Известны
слова писателя, сказанные им по поводу главной идеи «Войны и мира» и «Анны
Карениной»: «В «Войне и мире» я любил мысль народную, в «Анне Карениной» —
семейную». Но это вовсе не значит, что «мысль семейная» не присутствует в эпопее.
Очень непросто разделить «семейную» и «народную» идею в этом произведении.
...
Читать дальше »
|
Роман «Война и мир» является, по мнению
большинства известных писателей и критиков, величайшим романом в истории
человечества. «Война и мир» — это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и
грандиозных событиях истории России, освещающий важные стороны народной жизни,
характеризующие взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
...
Читать дальше »
|
"Война
и мир" — русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер
великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой,
стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод
быта, нравов, духовной культуры,
...
Читать дальше »
|
Эпопея
«Война и мир» — величайшее произведение русской и мировой литературы. Л. Н.
Толстой нарисовал в ней широкую картину жизни русского общества в период с 1805
по 1820 год. В центре романа — разгром русским народом в 1812 году непобедимой
до тех пор армии Наполеона. На фоне исторических событий дана хроника жизни
трех дворянских семей - Ростовых, Болконских и Безуховых. Но
...
Читать дальше »
|
Историческая личность — суть ярлык,
который история вешает на то или иное
событие.
...
Читать дальше »
|
Л.
Н. Толстой — писатель огромного, поистине всемирного масштаба, и предметом его
исследований всегда являлись человек, человеческая душа. Для Толстого человек —
часть вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в
стремлении к высокому, идеальному, в попытках познать самое себя. Не случайно
при чтении Толстого мы вспоминаем и термин, впервые введенный в
литер
...
Читать дальше »
|
Роман
«Война и мир» был первоначально задуман как
роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды,
осудившем прошлое и ставшем приверженцем и проповедником нравственного самосовершенствования.
Но на процесс создания романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е гг.
XIX в.) — неудача России в Крымской войне, отмена
...
Читать дальше »
|
События,
которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе «После бала», не придуманы.
Они происходили в России в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель
положил их в основу своего произведения. С самого начала создается
впечатление, что этот рассказ про любовь, но это не так.
...
Читать дальше »
|
Творческая
деятельность Л. Н. Толстого не ослабевала до последних дней его жизни. В 90-х
годах XIX века Толстой пишет ряд повестей, пьесу и рассказ «После бала». В основу
рассказа положено реальное событие, которое произошло с братом писателя.
...
Читать дальше »
|
В образе Ивана Васильевича - героя рассказа «После бала» — Л. Н. Толстой показал
нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя,
стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем не отличающегося от
других внешне.
...
Читать дальше »
|
Объясняя
замысел «Истории одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что книга
эта о современности. В современном ему мире он видел свое место и никогда не
считал, что созданные им тексты будут волновать его далеких потомков. Однако
обнаруживается достаточное количество причин, благодаря которым его книга
остается предметом и поводом для объяснения событий современной ч
...
Читать дальше »
|
Роман
«Господа замыкал этап творчества
Салтыкова-Щедрина. Это произведение и его тема семьи возникли неслучайно. Уже
в середине 80-х годов появился целый ряд щедринских сатирических произведений,
которые разоблачали дворянское буржуазное общество с его понятиями о семье,
собственности. Проблемы семьи занимали многих писателей.
...
Читать дальше »
|
Замечательный
роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» стоит в ряду лучших
произведений русских писателей, таких, как Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших
жизнь дворянства. В романе с огромной обличительной силой раскрыты все пороки
общества, порожденные в России господством помещиков. В своем суровом приговоре
крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил
развращающ
...
Читать дальше »
|
К М. Е. Салтыкову-Щедрину можно отнести пушкинскую фразу: «Сатиры смелый властелин».
Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской
сатиры. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Щедрин, — вершина
русской сатиры.
...
Читать дальше »
|
Сказки
Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог творчества великого сатирика. И
такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают
собственно сатирические произведения писателя. Как жанр щедринская сказка
постепенно вызревала в творчестве писателя из фантастических
и образных элементов его сатиры.
Немало в них и фольклорных заставок, начиная от использ
...
Читать дальше »
|
Сказку
как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты. С ее помощью
автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
резко индивидуальны и не похожи на сказки других авторов. Сатира в форме сказки
была оружием Салтыкова-Щедрина как писателя и гражданина. В ту пору из-за
строгой цензуры автор не мог до конца обнажить поро
...
Читать дальше »
|
Это стихотворение
написано в первый день 1840 года. Как нам известно,
в 1841 году Лермонтов погиб. Новый год — символ
надежд на будущее, на обновление, а для
Лермонтова ещё и, наверное, итог жизни и
творчества. И вот год открывается столь
неутешительными выводами. Лирический герой
предстаёт перед нами абсолютно разочарованным в
жизни человеком, не верящим в счастье и будущее,
уставшим от праздника жизни, на котором он чужой.
В данном стихо
...
Читать дальше »
|
Образ женщины в
лирических стихотворениях Лермонтова часто
объединяется поэтом с водной стихией, хотя
последняя может выступать и в качестве фона
происходящего с героиней, а непосредственно с
водой связана женщина из простого народа,
живущая на природе, что, возможно, указывает на
фольклорные корни данного представления.
В стихотворении «
...
Читать дальше »
|
При чтении «Мёртвых душ»
хочется порой воскликнуть, подобно многим
гоголевским героям: "Чёрт знает что такое!” — и
отложить книгу. Удивительные детали вьются,
словно барочные узоры, и увлекают нас за собой. И
только смутное недоумение и голос здравого
смысла не позволяют читателю окончательно
поддаться привлекательной абсурдности и принять
её как нечто само собой разумеющееся. В самом
деле, мы невольно погр
...
Читать дальше »
|
Богатство и
многоплановость мира писателя в полной мере
воплощены в его текстах. Гоголь как писатель
"вещественных дрязгов” известен своим
пристальным вниманием к мелочам жизни, словно
подталкивая нас к их скрупулёзному рассмотрению.
Мне кажется, что моя интерпретация в конечном
итоге выглядит доказательной, так как опирается
на исследование текста – единственного, пожалуй,
достоверного источника гоголевского взгляда на
мир.
...
Читать дальше »
|
Салтыков-Щедрин
— один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за
освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и
крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права,
оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и
эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, раб
...
Читать дальше »
|
Сатира
— основной творческий принцип Салтыкова-Щедрина. «Сказки» созданы в последние
годы жизни писателя (1883—1886) и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова-Щедрина
в литературе. И по богатству художественных приемов, и по идейной знач
...
Читать дальше »
|
Сказки
подводят итог всему сатирическому творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказках
показаны все стороны общественной и политической жизни России 60—80-х годов XIX
века. Салтыков-Щедрин разоблачал произвол, жестокую эксплуатацию народа. Эти
темы отражены в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Бедный волк»,
«Дикий помещик», «Соседи», «Ворон-челобитчик» и других. Возмущаясь эгоиз
...
Читать дальше »
|
Образ
русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями
его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали
неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике
которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
...
Читать дальше »
|
|